Найти тему

Украшений этого времени почти не осталось, имена забыты. Мастера Советской эпохи. Юта Паас-Александрова

Прикоснемся на мгновение к прошлому? Сегодня я расскажу вам о художнице, стоявшей у истоков зарождения советской ювелирной промышленности, Юте Паас-Александровой.

Юта  Йоханнесовна Паас-Александрова.
Юта Йоханнесовна Паас-Александрова.

Юта Йоханнесовна Паас родилась в 1927-м году в Эстонии, образование она получила в Государственном художественном университете Эстонии. Именно там она познакомилась с различными техниками обработки и декора металла. После завершения учёбы её направили на работу в Ленинград, в 1952-м году.

Брошь. Агат и серебро. 1973-й год. Юта Паас-Александрова.
Брошь. Агат и серебро. 1973-й год. Юта Паас-Александрова.

Свой трудовой путь художница начала на заводе треста "Русские самоцветы" в качестве старшего мастера. На этом заводе в то время ещё продолжали работу некоторые мастера дореволюционной камнерезной Петергофской гранильной фабрики, которые передали Юте свои знания по художественной обработке камня. В 1954-м году она получила должность главного заводского художника.

Юта Паас-Александрова.  Кружево. 1967-й год.
Юта Паас-Александрова. Кружево. 1967-й год.

Юта Йоханнесовна занималась как созданием массовых украшений, которые тысячами расходились по всей огромной стране, так и созданием единичных, выставочных образцов, что в те годы было большой редкостью. Художница хорошо чувствовала моду, её творения становились откровениями, часть из них принималась лишь через некоторое время.

Юта Паас-Александрова. Комплект "Ему + ей". 1973-й год.
Юта Паас-Александрова. Комплект "Ему + ей". 1973-й год.

В 50-х годах в стиле Юты Йоханнесовны присутствует парадность, впрочем, она присутствовала во всём искусстве тех послевоенных лет. Во второй половине 50-х эта парадность постепенно ушлп на второй план, сменяясь строгостью и лаконичностью форм. Много внимания уделяется вещам для повседневного использования - создавались шкатулки, посуда, вазы.

Ожерелье "Белое". Серия " Палитра ". 1985-й год.
Ожерелье "Белое". Серия " Палитра ". 1985-й год.

С 1952 по 1957 Юта Йоханнесовна преподавала в Мухинском училище на кафедре художественной обработки металла. С 1954 года она стала членом Союза Художников России и была первым ювелиром, которого приняли в Ленинграде в Союз Художников. По её воспоминаниям, высокая комиссия Союза, в основном живописцы, несколько часов рассуждала, может ли ювелир считаться художником.

Гарнитур "Марена". 1980-й.
Гарнитур "Марена". 1980-й.

Ближе к 60-м годам ювелирное искусство постепенно перестало подражать дореволюционному стилю украшений, на первый план стали выходить изделия из природных самоцветов, при этом художники стремились подчеркнуть их природную особенность и красоту. Могу привести для примера янтарь - раньше он не воспринимался как самодостаточный камень, его использовали в качестве поделочного, не делая на нём главного акцента.

Кулон "Ветвь".
Кулон "Ветвь".

Юта Паас-Александрова считала, что мода на украшения не должна быстро устаревать, ведь их передают из поколения в поколение. Для художницы был важен образ человека, его одежда. С помощью украшений она хотела подчеркнуть всё достоинства личности, ведь без человека украшение остаётся холодным и бездушным.

Гарнитур "Парис".  1980-й год.
Гарнитур "Парис". 1980-й год.

Во время своей работы она изобрела новые способы филиграни, зерни по эмали, наладила выпуск фигурок животных.

Гарнитур "Осень". 1967-й год.
Гарнитур "Осень". 1967-й год.

В 1970-х Юта Паас-Александрова создавала серии украшений, она первая начала работу с самоцветами и ввела в моду лаконичные формы.

Фотографии сделаны из книги, поэтому такое качество, но что поделать, других фото нет, как и украшений.

На сегодня у меня всё, до новых встреч на моём канале!

Присоединяйтесь к моему каналу в Телеграм.