Прикоснемся на мгновение к прошлому? Сегодня я расскажу вам о художнице, стоявшей у истоков зарождения советской ювелирной промышленности, Юте Паас-Александровой.
Юта Йоханнесовна Паас родилась в 1927-м году в Эстонии, образование она получила в Государственном художественном университете Эстонии. Именно там она познакомилась с различными техниками обработки и декора металла. После завершения учёбы её направили на работу в Ленинград, в 1952-м году.
Свой трудовой путь художница начала на заводе треста "Русские самоцветы" в качестве старшего мастера. На этом заводе в то время ещё продолжали работу некоторые мастера дореволюционной камнерезной Петергофской гранильной фабрики, которые передали Юте свои знания по художественной обработке камня. В 1954-м году она получила должность главного заводского художника.
Юта Йоханнесовна занималась как созданием массовых украшений, которые тысячами расходились по всей огромной стране, так и созданием единичных, выставочных образцов, что в те годы было большой редкостью. Художница хорошо чувствовала моду, её творения становились откровениями, часть из них принималась лишь через некоторое время.
В 50-х годах в стиле Юты Йоханнесовны присутствует парадность, впрочем, она присутствовала во всём искусстве тех послевоенных лет. Во второй половине 50-х эта парадность постепенно ушлп на второй план, сменяясь строгостью и лаконичностью форм. Много внимания уделяется вещам для повседневного использования - создавались шкатулки, посуда, вазы.
С 1952 по 1957 Юта Йоханнесовна преподавала в Мухинском училище на кафедре художественной обработки металла. С 1954 года она стала членом Союза Художников России и была первым ювелиром, которого приняли в Ленинграде в Союз Художников. По её воспоминаниям, высокая комиссия Союза, в основном живописцы, несколько часов рассуждала, может ли ювелир считаться художником.
Ближе к 60-м годам ювелирное искусство постепенно перестало подражать дореволюционному стилю украшений, на первый план стали выходить изделия из природных самоцветов, при этом художники стремились подчеркнуть их природную особенность и красоту. Могу привести для примера янтарь - раньше он не воспринимался как самодостаточный камень, его использовали в качестве поделочного, не делая на нём главного акцента.
Юта Паас-Александрова считала, что мода на украшения не должна быстро устаревать, ведь их передают из поколения в поколение. Для художницы был важен образ человека, его одежда. С помощью украшений она хотела подчеркнуть всё достоинства личности, ведь без человека украшение остаётся холодным и бездушным.
Во время своей работы она изобрела новые способы филиграни, зерни по эмали, наладила выпуск фигурок животных.
В 1970-х Юта Паас-Александрова создавала серии украшений, она первая начала работу с самоцветами и ввела в моду лаконичные формы.
Фотографии сделаны из книги, поэтому такое качество, но что поделать, других фото нет, как и украшений.
На сегодня у меня всё, до новых встреч на моём канале!
Присоединяйтесь к моему каналу в Телеграм.