Найти тему
Александр Дедушка

Сокровища сердца и сокровища на небе. Что это такое? Как их можно приобрести и потерять?

Оглавление
Сокровища сердца
Сокровища сердца

Мы все имеем представление о том, что такое земные сокровища, где они находятся, как добываются, как их хранят и т.д.

А вот о сокровищах сердца или «небесных сокровищах» имеем куда более смутное представление.

Но на самом деле вторые гораздо более важны, ибо имеют отношение не к этой временной жизни, а к жизни вечной.

В Евангелии от Луки Иисус Христос так говорит о сокровищах сердца:

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его». Лк. 6. 45.

Итак, человеческое сердце является своеобразных «хранилищем» главных человеческих качеств, связанных с добром и злом.

Высшие духовно-нравственные качества человека, определяющие его отношение к вере, к Богу, к другим людям и есть его «сокровища».

У доброго человека – они «добрые», у злого человека – «злые», то есть неправильные, искаженные, приносящие вред.

Обратите внимание, что у каждого человека есть своеобразная «дверь», через которую он эти сокровища «выносит».

Этими «дверьми» являются человеческие уста.

Именно через них и «выносятся» внутренние «сокровища» человека наружу, становится явным их настоящее содержание и ценность.

Можно сказать, что язык – это и своеобразная «витрина», через которую можно присмотреться к внутреннему содержанию человека и определить его истинную стоимость.

Связь – прямая. Христос говорит, что «от избытка сердца говорят уста».

Значит, каким бы лицемером человек не был, как бы он ни скрывал за молчанием свою суть, она не может не проявиться через его спонтанные языковые реакции.

То есть «избыток» внутренних «сокровищ» не может не «выплеснуться» наружу, вырвавшись через языковое «отверстие».

В параллельном месте Иисус Христос напрямую об этом говорит. Споря с фарисеями и книжниками он прямо бросает им в лицо:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». Мф. 12. 34.

Так, что ж, кажется, мы разобрались с сокровищами сердца. Осталось разобраться, как они туда попадают, то есть, как их можно там собирать.

В Нагорной проповеди, опять же говоря о сокровищах, Иисус Христос говорит следующие слова:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут;

Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут;

Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мф. 6. 19.21.

Обратите внимание на связь между «сокровищами сердца» и «небесными сокровищами».

По сути это одно и то же. Только хранятся они в разных местах.

Это можно сравнить с тем, что деньги можно хранить и дома, и в банке. Но в банке надежнее, да еще они там и подвержены росту.

Верующий человек так и делает: он свои «сокровища» не хранит «дома» - он отправляет их в «небесные хранилища».

Осталось разобраться с тем, чем же являются эти сокровища по сути.

Если мы внимательно прочитаем в Нагорной проповеди начало 6-й главы вплоть до раздела о небесных сокровищах, то увидим, что Иисус Христос все время призывает делать добрые дела в тайне.

Раз за разом Он повторяет, что те, кто делают их открыто, «уже получают награду свою».

Значит, все твои добрые дела, которые ты старался делать в тайне и за которые не получил здесь, на земле, никакой награды, и становятся твоими «небесными сокровищами».

Здесь интересна разная «метода» хранения этих сокровищ – у верующих и неверующих людей.

Верующий человек «не хранит их в сердце своем», то есть не ведет им строгий учет и контроль – он отправляет их «на небо» и быстро забывает.

А вот неверующему человеку их хранить негде, кроме своего сердца. Но вот тут-то и начинаются проблемы.

Иисус Христос говорит о «ворах, которые подкапывают и крадут».

Именно это и происходит с неверующими людьми.

Ко всем их добрым качествам, которые они хранят в своем сердце, подкрадываются невидимые «воры» в виде гордыни, тщеславия, зависти, жадности, славолюбия…

Именно эти «воры» и обкрадывают их. Ибо это очень легко сделать.

Незащищенное верой сердце представляет для этих «воров» очень легкую добычу.

Именно это и произошло с оппонентами Иисуса Христа – фарисеями и книжниками.

Все их «сокровища», связанные с верностью единому Богу и соблюдением ветхозаветного закона, просто были обкрадены этими «ворами».

В их сердцах осталось одно только «злое», от избытка которого и говорили их уста, за неимением ничего доброго.

Присмотритесь к самим себе и нашим современникам.

Разве подобное не происходит и с нами сплошь и рядом?

Что там говорить о неверующих людях и «барабанщиках»? Это начисто обворованные «ворами» люди, в сердцах которых осталось мало что «доброго».

Послушайте то, о чем говорят их «уста» (критерий, предложенный Иисусом Христом) – и все становится ясным. «Избыток», от которого они говорят – говорит сам за себя.

Гордыня, тщеславие, жадность, зависть, разврат … Увы – а что другое могло остаться в обкраденных сердцах?

Но это неверы и барабанщики! У них по-другому и быть не может.

Хуже, что и в христианской среде мы видим почти то же самое.

Все эти блестящие таблички с увековечиванием памяти «пожертвователей», эти торжественные здравицы в честь юбиляров, эти многоречивые величания «сильных мира сего» и друг друга…

Увы – и мы идем по тому же пути. И мы сами обкрадываем себя.

Так что немудрено, что и наши уста, говорящие «от избытка сердца», ничего кроме гнили оттуда вынести не могут.