Двери кинозала распахнулись, и публика стала выходить на аллеи дома отдыха. Я никогда не видел столько счастливых лиц! Люди улыбались, смотрели друг на друга и улыбались, смотрели в вечернее звездное небо и улыбались, делились впечатлениями, вспоминали фрагменты фильма, разные сцены и улыбались. – Люди были счастливы!
Меня тоже переполняло счастье.
Я спросил маму: «Что это было? Кто это пел, как его зовут?»
Мама чуть торжественно ответила мне: «Это – Марио Ланца. А у папы, кстати, дома есть его пластинки, приедем – можем послушать!»
Я не поверил своим ушам – вот это счастье, это совершенство, этот восторг, неужели есть у нас дома?
Оказалось, есть! Папа только все время прятал свои сокровища – дети были маленькие, могли разбить пластинки, среди них были еще старые, на 78 об/мин., шеллаковые, бьющиеся.
Я до сих пор помню лица зрителей, выходивших из кинозала – все были счастливы! Счастье безбрежное, заполняющее собой все, абсолютное и совершенное!!
Да! Это было!
Мы с мамой приехали в дом отдыха «Связист», как сейчас помню, в Звенигороде, под Москвой. В те годы каждый вечер для отдыхающих в кинозале мест на 700 показывали или концерт, или кино. Чередовали – один день концерт силами самодеятельности, Москонцерта, бывали цирковые представления, один день – кино.
И в тот незабываемый вечер показали «Серенаду Большой любви».
Так я впервые увидел и услышал Марио Ланца. Свои впечатления и то ощущение неизбывного счастья помню отчетливо до сих пор, а было мне 10 лет, и я учился в третьем классе.
«Серенада Большой любви» – под таким названием фильм шел в СССР, а его подлинное название – «For the First Time» по-английски или «Come prima» – «Как раньше», «Как в первый раз» по-итальянски.
«Come prima» – популярнейшая в мире песня 1950-х годов.
Музыку написали композиторы Винченцо Ди Паоло и Сандро Таккани, текст Марио Панцери.
Самый первый вариант песни записал на пластинки Тони Даллара в 1957 году.
Затем в разные годы появлялись записи Миранды Мартино, Доменико Модуньо, Клаудио Виллы, Далиды, Муслима Магомаева …
Песню выдвигали в Сан-Ремо, но в Сан-Ремо она не попала, хотя имела в Италии громадный успех, проданный тираж пластинок составил 300 000 экземпляров, и в те годы это был самый продаваемый в Италии сингл.
Компании Coca-Cola и Fiat в Англии использовали запись Тони Даллара в своей рекламе в 2017 году.
В СССР песня попала с фильмом «Серенада Большой любви», и ее использовал, например, в своем фильме «Начало» Глеб Панфилов (сцена, где Леонид Куравлев напевает песню Инне Чуриковой).
Это – последний фильм, где снялся Марио Ланца, великий американский певец и актер итальянского происхождения.
Существует всего 8 фильмов с участием Марио Ланца.
Сегодня вспомним с вами, друзья, последний из них.
Фильм дивной, сказочной красоты. Добрый, хороший, светлый, романтический, о любви с первого взгляда, которая завершается счастливым браком!
А кто сказал, что так не бывает?
Бывает, только герои этих романов не бегают по улицам и не кричат – посмотрите, как у нас все хорошо и какие мы счастливые!!!
Режиссер фильма– Рудольф Матэ, производство – США, Италия, Германия.
Снято все очень красиво – солнце, море, девушки, панорамы острова Капри, безумной красоты зал Римской оперы, графиня Глория де Вандуц в окружении свиты из своих постоянных поклонников!!!... – Просто, отрада для глаз!
Всемирно известный тенор Тони Коста должен петь спектакль в Венской опере. Первые кадры фильма показывают нам безумную очередь за билетами в театр, льет проливной дождь, мы слышим разговоры в очереди – пожилой профессор музыки разговаривает со студентами. Они жалуются друг другу, что стоят с 5 утра, и это – последняя надежда попасть в театр.
Вдоль очереди проходит администратор, отсчитывает необходимое количество людей, и отсекает очередь ровно, дойдя до профессора и студентов – мы сожалеем, но вот на этих людях билеты заканчиваются!!
Время начала спектакля приближается, а мировой знаменитости нет!
В театре аншлаг, в случае отмены представления нужно будет вернуть зрителям деньги! Публика ропщет – цены на билеты заоблачные, а спектакль безбожно задерживается!
Где же Тони Коста?
А Тони Коста стоит на улице под проливным дождем на крыше такси и поет для тех, кому билеты на его спектакль не достались!!
Я был сражен и покорен, я был завоеван и впал в состояние сладостного потрясения!!!
Ланца играет в фильме самого себя – такой поступок вполне в его стиле. Он запросто мог сорвать спектакль вот так или по-другому, и не со зла, а по легкомыслию – ну, нельзя же серьезно упрекнуть его в том, что, увидя толпу людей, мокнущих под дождем, он решил спеть для них!!! Ему стало их жалко, он почувствовал нечто вроде вины со своей стороны!
Спектакль сорван, импресарио платит из своего кармана огромную неустойку!!
А перед этим было еще несколько скандалов!
Коста решает все бросить и отдохнуть от всех переживаний и треволнений!
Он приезжает на Капри на недельку-другую и думает отдохнуть здесь инкогнито, но не тут-то было!!!
Конечно, девушки узнают мировую знаменитость, собирается толпа и умоляет спеть молодого красавца тенора ну, только одну, одну-единственную песенку.
Привожу ссылку. Рекомендую посмотреть! Обратите внимание, друзья, на лицо, на мимику Ланца, на его лукавую улыбку, глаза, жесты – и вы поймете, почему коллеги и все, кто с ним работал, называли его «Солнечным парнем из Филадельфии»! Он, действительно, был «солнечным»!!
Come prima. Музыка Винченцо Ди Паоло и Сандро Таккани, стихи Марио Панцери. Поет Марио Ланца.
Обратите внимание, как слушают девушки! Ну, разве это не счастье?
Коста поет и видит, как через площадь проходит девушка с книгой в руках, вся поглощенная чтением, и не обращает на него ни малейшего внимания, тогда, как все не сводят с него глаз!
Удивленный, он подходит к ней и трогает за плечо. Она оборачивается. Их глаза встречаются! Теперь вы понимаете, что такое «любовь с первого взгляда?»
Он просит рассказать о девушке одного из музыкантов и узнает, что она живет здесь недалеко с дядей, ее родители погибли в войну под бомбежкой, и она сама чудом осталась жива, но потеряла слух. Она не слышит – вот почему она не обращала на него внимания, когда он пел!
Коста принимает решение на следующий день нанести визит незнакомке, извиниться за этот случай и познакомиться с ней и ее дядей.
Он сразу понимает, что с этого мгновения его жизнь изменилась!
Певец знакомится с семьей девушки, ее зовут Криста, а ее дядя известный писатель. Объяснение происходит, практически, сразу!!!
Никому скрывать ничего не надо, друг другу сразу все говорят правду – открыто, серьезно и откровенно!!
Как же это подкупает!! И сразу всем веришь, и сразу за всех переживаешь!! Можно же, оказывается, ничего не скрывать, ни перед кем не лукавить, а просто открыть свое сердце и свою душу!!
Кристу Брукнер играет немецкая актриса Иоханна фон Кочиан. Это – бесконечное обаяние, открытая лучезарная улыбка, простота, трогательная скромность!!!…
Мистер Брукнер, дядя Кристы.
– Она появляется, и все начинают улыбаться, и запоминают ее на всю жизнь.
Тони Коста.
– У нее какое-то особое обаяние!
Мистер Брукнер.
– А, может быть, это просто дар судьбы! Взамен потерянного слуха и погибших родителей.
Коста.
– Я хотел быть, как можно ближе к Кристе.
Мистер Брукнер.
– Вы ее любите?
Коста.
– Мне трудно ответить. Я с ней познакомился только вчера, и не дождусь, когда снова увижу ее! Очевидно, я, так же, как и все, подпал под ее обаяние!
Мистер Брукнер.
– Я боюсь, что Криста тоже неравнодушна к Вам. Она всю ночь плакала!
Коста.
– Но, почему?
Мистер Брукнер.
– А потому что она полюбила! И потому что она не слышит!
Коста.
– А что говорят врачи?
Мистер Брукнер.
– Врачи тут бессильны. Вернуть Кристе слух невозможно! До сих пор глухота не причиняла Кристе больших страданий. Я, разумеется, знал, что в один прекрасный день любовь должна придти к ней. Но ее избранник должен окружить ее вниманием и заботой, в которых она так нуждается.
Коста.
– Да, конечно, я это знаю.
Мистер Брукнер.
– Судя по Вашей репутации, Вы не сможете это сделать. Я допускаю, что газеты довольно часто преувеличивают, но, все-таки, доля правды в них всегда есть.
Коста.
– К сожалению, все правда! Я должен обдумать то, что Вы сказали! Я обязательно вернусь!
Надеюсь, друзья, что вы пересмотрите этот фильм, в конце я приведу ссылочку. Обратите внимание, как артисты произносят этот диалог. Это было в те времена, когда к дубляжу относились, как к искусству! Наши артисты максимально бережно передают всю атмосферу фильма, всю гамму чувств героев! Брукнер ни в чем не упрекает, не обвиняет Косту, он просто ставит все на свои места, расставляет все точки над «и» максимально бережно, уважительно, благородно!
Коста тоже все понимает, он влюблен и принимает решение сделать все для любимой!
Не буду пересказывать весь фильм по кадрам.
Скажу только, что Коста, объехав всю Европу, нашел одного-единственного врача, который взялся сделать нужную операцию, честно предупредив, что не гарантирует результат!
Криста врачу.
– Для меня эта операция – вопрос жизни! Опасность, риск, неблагоприятный исход – ничто не пугает меня! Я люблю Тони! Если операция пройдет благополучно, и я опять буду слышать, мистер Коста и я тут же поженимся! Но пока этого нет, свадьбы не будет! Для меня не существует ни опасности, ни риска! Если Вы откажетесь оперировать, я потеряю все! Поймите меня!
Всемирно известный певец Тони Коста, конечно, связан обязательствами, контрактами, он должен петь. И Марио Ланца поет, поет волшебно, божественно!
Великий и ужасный дирижер Артуро Тосканини, чье слово и мнение было законом, перед которым трепетал весь музыкальный мир, сказал о Ланца: «Это величайший голос XX века. Ему не было равных, он пел сердцем, а сердцу и душе подражать невозможно».
Творческая группа фильма арендовала для съемок Римскую оперу, пригласили хор, солистов и оркестрантов. Получилось так, что Ланца для съемок Come prima, например, мог использовать фонограмму, а вот уже для съемок оперных фрагментов на сцене он должен был петь живьем с оркестром театра, хором и солистами, своими итальянскими коллегами! И все это необходимо было сделать с одного дубля!! – Заставлять такую массу народа повторить еще раз дубль было невозможно!
И все было спето и записано на пленку сразу, с одного дубля – и ариозо Канио из «Паяцев», и финал 2 акта «Аиды», и Моцарт, и сцена смерти Отелло.
Директор Римской оперы был в восторге!
Что интересно, за Тони Коста следует по пятам по всем городам, странам и континентам графиня Глория де Вандуц, его страстная почитательница и поклонница, ее играет – Жа Жа Габор, известная американская актриса и светская львица венгерского происхождения.
Она везде появляется в сопровождении группы мужчин: «Это моя постоянная свита! – небрежно поясняет она Тони, – появиться в опере одной неприлично!» Но ей никто не нужен, кроме Тони, она почти прямо признается ему в любви. А Тони она не нужна, и она это понимает, оставаясь для него просто другом, преданным другом, и она в трудную минуту придет ему на помощь!
И опять это представлено авторами фильма так просто, хорошо и благородно!.. Что графиня, честно говоря, вызывает даже некоторое сочувствие!.. Вот ведь как! – Есть и деньги, и титул, и положение в обществе, и сногсшибательная внешняя красота, и море поклонников – а счастья нет!
И вот настал долгожданный день операции! Тони Коста, отпев спектакль, бросается в самолет. Вбегает в приемный покой клиники, ему можно войти.
Криста после операции спит. Тони садится у ее кровати. У изголовья висит большой католический крест.
Тони Коста начинает петь Ave Maria Баха-Гуно.
Плывут божественные звуки органа, тихо-тихо присоединяется хор, и вступает дивный голос Марио Ланца, тихо, почти шепотом!!!
Впечатление потрясающее, я замираю в кресле кинотеатра!… У половины зала на глазах слезы!!
Криста просыпается, поворачивает голову, видит Тони и улыбается – она слышит его голос, она слышит, как он поет!
«Так петь может только мой Тони!»
Свадьбу играют на Капри.
Тони Коста становится другим человеком – он перерождается, начинает по-другому относится к людям, более ответственно относится к профессии, к своему голосу, ко взятым на себя обязательствам!!
Он начинает ценить дружбу и друзей, свою публику!
Молодожены счастливы, их ожидает долгая счастливая совместная жизнь!!!
Фильм заканчивается диалогом, фрагмент из которого я не могу не привести:
Тони.
– У меня оказалось много друзей, и они сделали все, чтобы спасти меня! Каждый из них! Каким глупцом я был, Криста! Я думал, что большинство людей живет только для себя, но теперь я понял, что это не так!
Криста.
– В мире сотни тысяч Алессандро и Анджело! И ты им обязан голосом, успехом, и тем, что ты – Тони Коста!!!
К великому сожалению, жизнь Марио Ланца окончилась не так радужно, как его последний фильм.
Но это уже другая история!
Кумиром Марио Ланца был Энрико Карузо, кумиром Муслима Магомаева был Марио Ланца.
И вот его слова:
Какой голос! Совершеннейшая чистота, превосходное
смыкание голосовых связок... А тембр, переполненный обертонами, как ночное небо – звездами! Такое ощущение, что голос певца живет отдельной жизнью и, в отличие от своего хозяина, сдаваться не собирается. Наоборот, в полнокровности и красоте голоса – вызов судьбе. В его звучности, напоре – провозглашение жизни.
М. Магомаев, из его авторской книги «Великий Ланца».
Пересмотрите «Серенаду Большой любви»!
«Серенада Большой любви» США, Италия, 1959
Друзья!
Что еще вспомним вместе с вами? Жду ваших предложений в комментариях.
Не забывайте лайкнуть – большой палец вверх!!
И не забывайте подписаться на канал «Жизнь артиста в Дзене».