Уважаемые читатели,
На нашем канале мы стараемся не пропускать важных событий внутриполитической жизни бывших советских республик и знакомить Вас с комментариями по этому поводу знающих и неслучайных людей.
Одним из таких событий, безусловно, стала неожиданная для многих (в том числе в его собственном аппарате!) отставка президента Армении Армена Саркисяна, последовавшая вечером 23 января и сразу же породившая массу слухов, домыслов и предположений. Несмотря на ограниченный характер полномочий номинального главы государства (согласно Конституции, основные полномочия у премьер-министра Пашиняна и контролируемого им парламента), уехавший в 1984 году на стажировку в Великобританию скромный советский физик, пользуется ныне заслуженной репутации международного финансового дельца и трансграничного бизнесмена. Его связи и интересы простираются от США (включая президента Джо Байдена) до России, от Великобритании, где он вхож в королевскую семью и дружит с принцем Чарльзом, – до Саудовской Аравии, где он побывал незадолго до отставки, и с которой у Еревана даже нет дипломатических отношений…
В 1996-1997 гг., после скандальных «перевыборов» первого президента Левона Тер-Петросяна, короткое время Саркисян успел поработать премьер-министром Армении, но потом неожиданно отбыл в Лондон, откуда и заявил о своей отставке по состоянию здоровья. Что тогда произошло на самом деле – доподлинно неизвестно; ходили устойчивые слухи и его остром конфликте с тогдашним министром обороны Вазгеном Саркисяном. Любопытно, что и нынешнее его заявление об уходе с поста президента, по некоторым данным, было написано на берегах туманного Альбиона, где он находился на лечении. Многие местные наблюдатели и политики сочли его неубедительным, высказывая предположения о сгущающейся над Арменией «геополитической грозе» и о возможном нежелании подписывать некие документы о мире с Азербайджаном и Турцией.
Отставку Президента Армении главный редактор информационного агентства Sputnik Армения Дмитрий Писаренко обсудил с Арменом Дульяном – известным журналистом, одноклассником Армена Саркисяна, сохранявшего с ним связи и в последующие годы. В начале 1990-х годов, в период Первой карабахской войны Дульян был пресс-секретарём Министерства обороны Армении, сохранив с той поры многие связи в политической и среде.
«Когда [Саркисяну] предложили стать президентом Армении, Армения была совершенно другой, и он согласился быть президентом именно в той Армении, которая была до того, как пришли новые власти. После этого он оказался совершенно в другой стране, потому что тут всё переменилось – и власть переменилась, началась война и т.д. И он понял, что сейчас просто не его время. Он готовился к одной роли, а сейчас он вынужден исполнять совершенно роль, к которой он был не подготовлен»,
– полагает Дульян. Относительно причин отставки именно в январе 2022 года, а не ранее, напрашивается две версии. Первая: Саркисян «не захотел нести до конца ответственность за то, что делал не он». Грядут тяжёлые времена, и, возможно, он убоялся ответственности – несмотря на ограниченный характер полномочий, отчего многие в стране называли его «английской королевой», или более ласково – «Елизаветыч».
Вторая же версия, озвученная А. Дульяном, представляется нам более интересной: речь может идти о продолжении политической деятельности, но уже в новом качестве. В Армении идут разговоры о создании новой партии, способной создать на оппозиционном поле республики серьёзную конкуренцию силам, группирующимся вокруг второго (Роберт Кочарян) и третьему (Серж Саргсян) президентам, отношение к которым в обществе, мягко говоря, далеко не однозначное.
О чем же речь?
«Поговаривают, что один из известных предпринимателей, Рубен Варданян, хочет создать партию… ходят слухи, что он либо уже купил, либо хочет приобрести одно из телевидений, которое уже существует (речь идёт об информационном канале ArmNews, владельцем которого до последнего времени считался зять третьего президента Микаэл Минасян – Прим. ред.). Если это действительно произойдет – это будет ещё один аргумент в пользу того, что создаётся какая-то партия, и вот Армен Саркисян мог бы войти в эту партию, также называют (уже бывшего) омбудсмена (Армана Татояна). Он тоже (как и Варданян) оставил хорошее впечатление о себе в обществе, и если эти люди объединятся, то рейтинг той политической силы, которую они якобы хотят создать, будет гораздо выше, чем у бывших президентов».
Впрочем, судить о перспективах новой политической силы пока преждевременно – ведь, как известно. В Армении проживают «три миллиона президентов». Не менее важный вопрос – будут ли рады действующие власти во главе с Николом Пашиняном, стремящиеся прибрать к рукам всё и вся и захватить все «островки», которые они пока не контролируют, появлению ещё одного конкурента? После отставки мэра Еревана Айка Марутяна, президента Армена Саркисяна и омбудсмена Армана Татояна таких островков практически не осталось…
Политические воззрения Рубена Варданяна, широко известного в республике целым рядом инфраструктурных, образовательных и гуманитарных проектов, достаточно туманны, да и высказывает их он, как правило, находясь не в Армении, а где-нибудь в Аргентине или в Уругвае. Между тем, после поражения в войне, особого выбора у республики нет – коридор возможностей заметно сузился, территориальные потери привели к тому, что в ходе международных переговоров Армении теперь нечего предложить.
Новым «карманным» президентом при Пашиняне может быть давний его спарринг-партнёр ещё по блоку «Елк» Эдмон Марукян, подобно Владимиру Жириновскому, готовый резко критиковать власти, но в решающие моменты неизменно голосующий «как надо». Пусть даже относительно независимого человека, пользующегося уважением в общества, действующие власти, пусть даже на символическом посту президента, не потерпят.
...Армения, пожалуй, уникальная страна, перепробовавшая за свою поздне-советскую и постсоветскую историю все возможные модели правления – от парламентской до президентской и обратно. Вот и сейчас, сформирована комиссия по очередному переписыванию конституции, по которой Пашинян мог бы пересесть в кресло президента уже с новыми, заметно расширенными полномочиями. С другой стороны, ему и так хорошо: большинство граждан проголосовало за партию «Гражданский договор» даже после «запланированного поражения» в войне, и непонятно что должно случиться, чтобы они перестали это делать. Если Пашинян решит, что в силах оставаться во главе правительства пожизненно, опираясь на лояльное парламентское большинство, но в этом случае непонятно, зачем ему очередные изменения…
В то же время, сложно не согласиться с Арменом Дульяном: «в нынешней Армении возможно всё». Если чем в последние годы эта небольшая страна и предсказуема, так это – своей непредсказуемостью. Так что остаётся «запастись попкорном» и наблюдать за происходящим…
Высказывайте Ваше мнение, подписывайтесь, узнавайте больше!