Я много раз пытался бросить курить. Забегая вперед, могу сказать, что мне это удалось. Но я хочу рассказать о другом, а именно, что это такое – зависимость от курения, и что вообще такое курение? Думаю, это будет особенно интересно тем, кто никогда не курил, и, вероятно, интересно тем, кто курит, при этом хочу заметить, что очень многие не поймут меня.
Итак, как я начал курить.
Был в моей жизни человек, который мне был совсем не безразличен, но он имел эту пагубную привычку. На тот момент, будучи не курящим и не понимая, что это такое, но зная, что курение это вред, я задался целью сделать все от меня зависящее, чтобы важный во всех пониманиях, дорогой мне человек избавился от столь пагубной привычки. Я потерпел фиаско, более того, я сам начал курить. Теперь я понимаю, что сражался с ветреными мельницами, потому что не знал – как это страшно – быть зависимым от курения.
Есть одно очень важное правило жизни – если хочешь победить что-то очень сильное и значимое, необходимо познать это «ЧТО-ТО», чтобы нанести удар изнутри. Однако, если это правило касается ТАБУ: наркотики, алкоголь, никотин, любые другие привычки, неспроста запрещенные нормами морали и религии, то оно, это правило, всегда приводит к одному результату - не понимающие его в борьбе с ним терпят поражение, а осознающие и прибегающие к его исполнению - погибают, попадаясь в ловушку зависимости познанных ощущений, не предназначенных для человека (любого другого живого органического существа).
Когда-то я этого не знал и сделал две роковые ошибки, а именно, я стал бороться с непонятной мне силой, зависимостью, и второе, я стал сам заложником данной зависимости, пытаясь почувствовать, испытать ее на себе, не осознавая, что это очень серьезный «не естественный, не человеческий» порок, порой более сильный, чем сила характера, сила воли самых достойных и избранных мира сего, что убивает, ломает всех, кто попадается на его пути.
Как-то давно, лет 10 или более тому назад, я познакомился с мужчиной, ему было лет 45, но выглядел он на 35, он был наркоманом с большим стажем употребления. Он рассказал мне свою жизнь, свою трагическую историю.
Он был женат, очень любил свою жену, свою дочь, но его жена употребляла героин. Будучи уже не «малолеткой», но, не понимая, почему его возлюбленная готова в один момент бросить его, семью, работу, дочь, все, пропадая по неделям в поисках счастья от героина,… он решил попробовать, что же это за штука такая – героин. Он хотел понять свою возлюбленную. Это была его самая большая и единственная в жизни ошибка – он стал наркоманом после первого укола…. Его судьба была предрешена.
Все мы проходили в старших классах Чингиза Айтматова, кто не помнит, процитирую его слова из классического произведения: «Один раз попробовавший слезы МАКА будет плакать ими всю оставшуюся жизнь». Когда я читал Айтматова, когда я беседовал с моим несчастным другом, я не понимал того, что нельзя на себе «примерять» те ощущения, от которых зависимы все сильные, достойные, состоявшиеся избранники, баловни судьбы нашего общества, все лучшие и достойные жители земли нашей.
Итак, в попытке отучить дорогого мне человека от пагубной привычки курить – я начал курить сам.
Скажу честно, мне очень понравился процесс курения, я стал от него зависим, моя доза составляла минимум 3 пачки в день, и минимум полпачки на ночь.
Я очень сильно заблуждался, думая, что мне нравилось курить, на самом деле это был обман, мираж, очень искаженная иллюзия, которую не способны понять не курящие, не испытавшие ощущения курильщика, и которую не способны понять курильщики, обманутые этой привычкой, страшной зависимостью.
Попробую описать то состояние, которое дает выкуренная сигарета. Итак, если ты курильщик и не куришь несколько часов, возникает гигантский голод, голод к курению, превосходящий любой другой голод, даже к пище. Тебе кажется, что выкурить сигарету – это самое огромное наслаждение в жизни, это то небольшое счастье, ради которого ты живешь. Ты готов пожертвовать всем, чтобы прикоснуться к одной, всего лишь одной сигаретке, а потом… потом можно и не курить, потом можно взять себя в руки. Но это обман – тот самообман, который не способен понять и объяснить курильщик, и после очередной сигареты через очень короткое время курящий начинает опять убеждать себя, что следующая сигарета – это единственное благо на земле, и он достоин его в качестве поощрения, и он может отказаться, но только от последующей сигареты, но не следующей, не очередной. И так до бесконечности.
Курильщик постоянно ищет повод, чтобы закурить: понервничал – надо снять напряжение, чего-то добился, надо отблагодарить себя. Выдалась свободная минута – надо ее занять. Предстоит сложная, тяжелая нагрузка: умственная, физическая, психологическая – надо подготовиться, и все это связано с очередной сигаретой. И все это иллюзия, самообман, настолько значимый, настолько сильный, настолько владеющий ситуацией и не подчиняющийся человеку, что курильщик не только не хочет, он просто не способен оценить, понять, разобраться в нем. Намного проще сделать очередное исключение, пожалеть себя любимого, поддаться искушению.
Время у курильщика течет совсем не так, как у не курящего человека. Жизненные приоритеты и ценности полностью меняются, даже тогда, когда курильщики не замечают этого. На второй план уходят цели, стремления, жизненные ценности, на второй план уходят поставленные задачи. Главное – вовремя выкурить сигарету, а все остальное все как-нибудь само собой сложится, образуется. Курение не снимает стресс, не снимает напряжение, оно лишь одурманивает на время, но взамен этого дурмана приводит к еще большему стрессу, который выражается в каком-то необъяснимом глобальном, но кратковременном страхе - панике.
Когда я стал курить, я перестал заботиться о том, чтобы во время приехать на судебное заседание, о том, чтобы не опоздать на встречу с клиентом, я не только перестал быть пунктуальным человеком, для меня время перестало иметь какой-либо смысл. Я мог спокойно ждать часами транспорт, наступления какого-то события, даже очень важного – все это время я занимал выкуриванием сигарет. Никотин заменил все в моей жизни, он изменил меня, и не в лучшую сторону. Я стал понимать, что я не только полностью не принадлежу себе, я не могу сделать того, что дала мне жизнь, природа, старания в прошлом, учеба, опыт. Все ушло на второй план, я стал другим человеком. Теперь главное в моей жизни было – неторопливость, спокойствие, отсутствие к какому-либо стремлению, достижению целей, задуманного, нежелание быть впереди всех, быстрее всех, лучше всех. И я решил: или брошу курить, или буду как все. Быть как все, я не мог себе позволить.
Много раз я пытался бросить курить, много раз пытался завязать с этой пагубной, нечеловеческой силы привычкой, и все мои начинания оканчивались ничем. Я сотни раз нарушал данное себе обещание не курить, в связи с чем перестал уважать себя вовсе и гордиться собой. Собой, человеком, прежде беспрекословно исполняющим данное себе слово, я обманывал окружающих, которым обещал не курить, с которыми спорил, что курить больше не буду, я обманывал всех, они были не важны мне теперь, я готов был продать и придать любого из-за одной сигареты.
Когда я понял, каким я стал, когда я понял, что это такое – зависимость от табака, мне стало смешно и горько от того, что когда-то я порвал отношения с дорогим мне человеком, который обманывал меня, обещая и клянясь бросить курить. Я полагал, что человек не любит, не уважает меня, потому что не способен всего лишь отказаться от сигареты ради меня. Теперь я понимал, что ничем не лучше его, и что я готов мать родную продать, но курить бросить не могу, что бы и кому бы я не обещал.
Я всегда был уверен, что у меня огромная сила воли, я всегда полагал, что мой не сгибаемый характер способен перемолоть все, чтобы не коснулась меня в этой жизни, но никотин сломал меня как щепку. Я стал безвольным рабом привычки, никотина, я стал рабом, приверженцем совсем другого образа жизни, и при всем при этом я не получал никакого кайфа от курения, хотя и был уверен, что мне очень нравится курить.
Каждый очередной раз, закуривая сигарету, я испытывал разочарование, какой-то обман, будто меня обокрали. Кроме того, я испытывал и физические недостатки – слабость, потеря самоконтроля, отсутствие сосредоточенности, здравого, разумного понимания ситуации. Мой мозг во время курения переставал быть острым, я терял чувство самообладания. Порой приходилось ждать 5 – 10 минут, чтобы прийти в себя и начать то дело, которым я был занят до сигареты. И только судебные заседания могли меня переключить и полностью отдать судебному процессу, но как только они заканчивались, я опять бежал курить, и опять для меня все теряло всякий смысл.
Однажды один из моих клиентов подарил мне книгу-бестселлер, о том, как бросит курить. Он сказал, что многие его знакомые, благодаря данной книги, избавились от этой дурной пагубной привычки. Я прочел ее, нашел в ней много умных и правильных советов, но не увидел главного…. И она не помогла мне. Автор, бывший заядлый курильщик, в том числе призывал не поддаваться соблазну 3- 4 недели, и уверял, что через указанный срок зависимость оставит сама собой – это не правда, я не курил уже 7 месяцев, но зависимость почти все та же.
Я каждый день, каждую минуту боролся с собой, я испробовал все, что только можно испробовать, чтобы бросить курить. И могу сказать, что только три фактора помогли мне все же совершить невозможное.
Фактор номер один – я взял себя в руки и не стал курить, не стал поддаваться на свой собственный обман и делать исключения, ведущие к очередной сигарете.
Фактор номер два – мой друг сказал мне, что бросают курить всего 5% курильщиков, т.к. зависимость от никотина – это самая сильная зависимость, сродни героину. Я из принципа сказал себе – я сильнее наркоманов-героинщиков, я попаду в эти 5%.
Фактор номер три – девушка, которую я безуспешно пытался отучить от курения, узнав, что я так и не смог сам бросить, передала нашему общему знакомому, что я слабак… Я не мог позволить себе оставаться слабаком. И Я…. бросил курить раз и навсегда.
Я никогда больше не буду курить. Я знаю теперь, что никотин – это не просто страшная привычка, это не просто большая зависимость – это наказание, которое ведет к деградации, утрате всего того, что мог бы достичь некурящий человек. Это стиль жизни слабых, не способных на поступок людей.
И пусть многие не согласятся со мной, но мне не нужно их согласие, теперь я знаю это точно, знаю наверняка. Дать человечеству возможность курить – это означает подчинить человечество себе. Я никогда и никому не буду подчиняться.