Найти в Дзене
Тайны искусства

Пять картин, которые изменили мой взгляд на искусство

"IKB 191", монохроматическая картина Ива Кляйна
"IKB 191", монохроматическая картина Ива Кляйна

Иногда картина или скульптура прорывается сквозь сознание и оставляет впечатление, которое сохраняется на годы, а может быть, и на всю жизнь. Я выбрал пять картин, которые оказали на меня такое влияние и в конечном итоге изменили мой взгляд на искусство. Каждая картина обладает своими особыми качествами, но их объединяет то, что они открыли мне глаза на то, чем может быть искусство: не просто картинами, а новыми возможными способами восприятия мира.

"Щебечущая машина" Пауля Клее (1922)

"Щебечущая машина" Пауль Клее
"Щебечущая машина" Пауль Клее

На голубовато-фиолетовом фоне, который переливается и поднимается, как туман над озером, четыре птицы цепляются за проволоку. Головы птиц повернуты под разными углами и поют во всех направлениях. Кривая проволока, на которой они сидят, прикреплена к ручке, и, если проявить немного воображения, можно увидеть, что ручка может поворачиваться, колебля птиц вверх и вниз по мере того, как она вращается.

Интерпретаций "Щебечущей машины" огромное количество. Художник Пауль Клее интересовался образами, которые возникали из его собственного спонтанного воображения. Его каракулевые рисунки несли в себе груз точных открытий.

Для меня удовольствие от картины заключается в тонкой грани между юмором и чудовищностью, комедией и трагедией. Если это аллегория - возможно, ставящая под сомнение "прогресс" человеческих технологий, - то от чувствительности зрителя зависит, чем закончится эта аллегория.

"Портрет журналистки Сильвии фон Харден" Отто Дикс (1927)

"Портрет журналистки Сильвии фон Харден" Отто Дикс
"Портрет журналистки Сильвии фон Харден" Отто Дикс

Для меня мало найдется произведений искусства, которые так смело изображают жизнь во всей ее неприглядности и нервирующих противоречиях, как "Портрет журналистки Сильвии фон Харден" Отто Дикса.

Когда Дикс писал этот портрет в 1927 году, он хотел изобразить ту сторону немецкого общества, которую многие предпочитали не замечать: яркую богемную личность, женщину-интеллектуала, Neue Frau ("новую женщину"), которая представляла современные рассуждения о сексуальности, равенстве и городском массовом обществе. Немногие картины так заряжены волнением, смешанным с тревогой, и ощущением двусмысленного разврата.

Дикс был немецким художником, связанным с группой художников Neue Sachlichkeit ("Новая объективность") - движением, которое отвергало романтический идеализм в пользу более яркого и откровенного изображения современной городской жизни. Многие работы Дикса показывают темные стороны общества, включая наживающихся на войне, калек-ветеранов, проституток и беременных женщин из рабочего класса, живущих в нищете. Его опыт войны, где он участвовал в качестве артиллериста, по-видимому, оказал решающее влияние на его взгляд на общество, особенно на его ощущение лицемерия буржуазных классов.

В изображении Сильвии фон Харден присутствует преувеличение, так что ее осанка и манера поведения становятся стереотипными. Дикс превратил ее в тип, чтобы мы воспринимали ее не только как личность, но и как символ более широкой реальности. В своей несентиментальной и жестко натуралистической манере Дикс сумел создать захватывающий и гипнотический образ современной эмансипации со всеми ее скрытыми противоречиями.

"Юдифь, убивающая Олоферна" Артемизия Джентилески (между 1614 и 1620 гг.)

«Юдифь, убивающая Олоферна" Артемизия Джентилески
«Юдифь, убивающая Олоферна" Артемизия Джентилески

Это изображение было написано итальянской художницей Артемизией Джентилески. Она была не только необычайно талантливым художником, но и необычной женщиной в преимущественно мужской профессии. Благодаря своей готовности бросить вызов условностям она стала первой женщиной, получившей членство во Флорентийской академии искусства рисования в 1616 году. Та же уверенность в себе прослеживается и в ее творчестве, и не в последнюю очередь в этой картине "Юдифь, убивающая Олоферна", написанной примерно между 1614 и 1620 годами, когда Джентилески было около двадцати лет.

Сюжет картины - библейская история Юдифи и Олоферна: Юдифь была богатой вдовой из еврейского города Вифулия. Город находился в состоянии войны с ассирийской армией. Находясь в отчаянной осаде, Вифулия была на грани капитуляции. Чтобы спасти свой город, Юдифь притворилась, что покинула свой народ и перешла на вражескую территорию. Там она встретила ассирийского полководца Олоферна. Плененный ее красотой, Олоферн устроил для Юдифи пир, а затем отвел ее в свои покои. Намереваясь соблазнить ее, он был вместо этого одурманен слишком большим количеством вина, и тогда Юдифь схватила его меч и двумя быстрыми ударами отрубила ему голову. Она и ее служанка унесли отрубленную голову в мешке и вернулись в Вифулию. Узнав о судьбе Олоферна, ассирийская армия быстро пришла в замешательство и отступила.

Картина Джентилески, написанная под влиянием Караваджо, сосредоточена на графическом моменте убийства. Юдифь схватила голову Олоферна за волосы и, отвернув его голову от себя, проводит мечом по его шее. Это жуткое и яркое изображение, которое не имеет намерения смягчить жестокий характер деяния.

Джентилески была художницей, которая, вопреки преобладающим условиям того времени, сделала успешную карьеру в качестве живописца в области, где доминировали мужчины. Более того, она создала работы, которые продолжают удивлять зрителей даже спустя четыре столетия после их создания. Такие картины, как "Юдифь, убивающая Олоферна", являются достаточным свидетельством выдающегося таланта и уверенной в себе личности.

"Смерть Марата" Жак-Луи Давид (1793)

"Смерть Марата" Жак-Луи Давид
"Смерть Марата" Жак-Луи Давид

Я уже писал об этой картине в одной из предыдущей статей. Она основана на действительно имевшем место быть политическом убийстве Жан-Поля Марата.

Это поразительное произведение искусства: простое, молчаливое, трагическое. Я думаю, что одна из главных удач этой работы в том, что ее можно прочувствовать, прежде чем начать задаваться вопросом, что она пытается сказать.

Что меня поразило, когда я впервые увидел эту картину, и что продолжает поражать меня сейчас, так это театральная смелость сцены, как будто момент из пьесы был запечатлен в красках. Меня по-прежнему трогает холодный, трезвый колорит и редкая прямолинейная структура композиции.

IKB 191, Ив Кляйн (1962)

"IKB 191", монохроматическая картина Ива Кляйна
"IKB 191", монохроматическая картина Ива Кляйна

IKB 191 - одна из почти двухсот синих монохромных картин, которые Ив Кляйн создал за свою короткую жизнь. Кляйн - французский художник, работавший в середине двадцатого века и ставший пионером перформанса и концептуального искусства.

Кляйн начал создавать свои серии одноцветных картин в 1950 году. Его интерес к живописи одним цветом усилился, когда с 1957 года он начал выставлять многочисленные холсты с одним и тем же идентичным синим цветом, ярким ультрамариновым пигментом, который он позже официально зарегистрировал под названием International Klein Blue (IKB).

Британский художник Майкл Крейг-Мартин подытожил харизму этих картин: "Способность одной синей картины остаться в воображении на всю жизнь - это нечто. Немного найдется вещей, которые оставляют такое яркое впечатление. Однажды увидев картину Ива Кляйна, вы никогда ее не забудете".

В детстве юный Кляйн проводил дни со своими друзьями, жаждая приключений, путешествий, творчества и духовности. Будучи подростком, он посетил длинный галечный пляж в Ницце и, лежа на спине, смотрел на широкие просторы голубого неба. Похоже, чистота и безбрежность неба глубоко привлекали его. "В подростковом возрасте, - писал он позже, - я написал свое имя на обратной стороне неба в фантастическом реалистично-воображаемом путешествии, растянувшись на пляже однажды в Ницце... С тех пор я ненавижу птиц за то, что они пытаются проделать дыры в моей величайшей и прекраснейшей работе! Прочь птиц!"

Примерно в 1950 году Кляйн начал создавать монохромные картины - картины, состоящие из одного цвета - гуашью. Он поселился в Париже и в 1954 году опубликовал две книги, Yves Peintures и Haguenault Peintures, которые стали его первыми публичными демонстрациями монохромной серии. В книгах были представлены репродукции картин, которых в действительности не существовало. Его серьезное отношение к нарисованным работам с самого начала было неоднозначным: решительно заинтересованные в глубине непосредственного опыта, книги, тем не менее, появились как концептуальные пародии на традиционный каталог произведений искусства.

Вскоре внимание Кляйна было занято единственным цветом - синим. "Синий - это невидимое, становящееся видимым. У синего цвета нет размеров, он находится за пределами измерений, в которых участвуют другие цвета", - заявлял Кляйн.

В этих синих работах Кляйн стремился к более чистому способу живописи, в котором предмет полностью растворялся. Его желание запечатлеть то, что он называл "Пустотой", нашло свое выражение в этих замечательных картинах, сочетающих в себе глубокий смысл и концептуальную бравурность в одном неповторимом жесте.