Найти тему
Море, люди, корабли.

Выбирая эскадренный броненосец. Российский Императорский флот перед Русско-Японской войной.

#русско японская война #броненосец цесаревич #

В виду развертывания Японией интенсивной программы строительства боевых кораблей на зарубежных верфях в конце 19 века, Российской Империи пришлось решать проблему строительства большого числа крупных боевых кораблей для защиты недавно приобретенного Порт-Артура как можно скорее. Устав от постоянных проволочек своих кораблестроителей Морское министерство Российской империи решило разработку и строительство эталонных образцов отдать иностранцам. Ядром флота, его основной силой, должны были стать броненосцы I ранга, о создании прототипов и выборе того кто стал родоначальником серии новейших российских броненосцев участвовавших в Русско-Японской войне речь в этом материале.

По началу в русском морском ведомстве исходили из того, что новый броненосец будет чем то вроде увеличенной «Полтавы». У «Полтав» часть средней артиллерии находилась в четырех башнях, по два ствола в каждой.

Эскадренный броненосец типа "Полтава", рисунок из свободных
Эскадренный броненосец типа "Полтава", рисунок из свободных

Для уменьшения веса верхней палубы, борта в центральной части имели завал во внутрь, эту особенность почему то часто приписывают исключительно французским кораблям того времени. Японские же броненосцы строившиеся в Англии, всю среднюю артиллерию упрятали в казематы, исходя из этого, чуть позже российский Морской Технический Комитет (МТК)склонился к использованию в качестве прототипа более современного проекта броненосца-крейсера «Пересвет» с казематным расположением средней артиллерии.

Крейсер-броненосец "Пересвет", картинка из свободных
Крейсер-броненосец "Пересвет", картинка из свободных

Это условие было закреплено как «принципиальное решение» в перечне требований объявляемого международного конкурса на постройку кораблей для Российского Императорского флота. С этим решением все было весьма интересно, как и впрочем со всей историей связанной с появлением эскадренного броненосца «Цесаревич», будущего прототипа броненосцев серии «Бородино».

Первым, еще до объявления конкурса, по просьбе Морского министерства Российской империи, построить броненосец прототип для будущей серии, взялся американский кораблестроитель Чарльз Крамп, в качестве исходника он предложил им же построенный эскадренный броненосец «Айова», Крамп руководствовался первым

Эскадренный броненосец "Айова", рисунок из свободных
Эскадренный броненосец "Айова", рисунок из свободных

решением (МТК) касаемо «Полтавы». Но его поправили сославшись на «принципиальное решение», а для примера, что нужно, дали проект эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Конкурентом Крампа по строительству броненосца становиться французская верфь «Forges et chantiers de la Méditerranеe»,в лице ее главного конструктора и директора Амбаля Лаганя. Надо правильно понимать суть конкуренции, она состояла в том, кто будет содействовать при строительстве серии на основе своего корабля, понятное дело не за просто так. Но тут начинают происходить чудесные вещи, французы в качестве прототипа предлагают построенный ими эскадренный броненосец «Жорегиббери» и все бы ничего, но у этого броненосца артиллерия среднего калибра в башнях.

Эскадренный броненосец «Жорегиббери», картинка из свободных
Эскадренный броненосец «Жорегиббери», картинка из свободных

Казалась бы предложение французов не корректно и его должны были отклонить, но ничего подобного, МТК проект на основе «Жорегиббери» принимается и с французами подписывают контракт. Вся эта ситуация столкновение двух противоборствующих групп внутри Морского министерства Российской империи, в данном столкновении победили те у кого связи были сильнее. Ну кто будет спорить с главой Морского министерства и дядей императора великим князем Алексеем Александровичем, а потому французы выигрывали однозначно. Злые языки утверждали, что строительство броненосца именно во Франции связанно с обстоятельствами в личной жизни великого князя, который из-за своей новой привязанности решил чуть ли не переселиться в Париж. Так или иначе, но эталоном стал именно французский вариант.

Итогом работы предприятия Крампа станет «Ретвизан», броненосец вышел не хуже чем «Цесаревич», кто знает стань он образцом для новых эскадренных броненосцев, может исход войны с Японией был бы иным. Но о строительстве «Цесаревича».

Для начала надо разобраться, какой же эскадренный броненосец хотели получить в МТК. Водоизмещение стандартное изначально было определено в 12000 тонн, ход максимальный в 18 узлов, дальность на 10 узлах 5000 миль. Вооружение должно было включать в себя две башни по два орудия калибром 305 миллиметров для главного калибра, средний калибр не менее 12 орудий калибром 152 миллиметра, противоминная артиллерия строго не прописывалась, но чем больше тем лучше по возможности. В плане броневой защиты пояс должен был быть вдоль всей ватерлинии, на «Полтавах» бронирование было только в центральной части до кормовой и носовой башни. Непонятно почему водоизмещение не сравняли с тем, что строили для японцев - 15000 тонн.

Строительство «Цесаревича" началось 8 мая 1898 года, точнее к нему притупили. По факту же, приехавший под конец 1898 года наблюдать за строительством капитан первого ранга Григорович обнаружил, что почти за пол года ничего сделано не было. Французы ссылались на волокиту в плане утверждения чертежей со стороны МТК, на что последний отвечал, что французы сами протянули время с предоставлением чертежей. Надо понимать, что в заложниках у французов и МТК были Балтийский завод, Новое адмиралтейство и Верфь на Галерном островке, которым было предписано по полученным чертежам построить пять копий «Цесаревича». Встречается весьма интересная деталь кораблестроения того времени, источниками утверждается, что по началу имелись только эскизные чертежи, а вот подробные и достоверные появлялись уже по мере постройки корабля. Их то и ждали в России, видя что сроки срываются МТК разрешил строительство по эскизным чертежам, первое же внесение изменений, добавление 800 тонн водоизмещения и как следствие увеличение длины корпуса окончательно отделило проект "Цесаревича" от проекта "Бородино". На основании этого получилось, что «Цесаревич» не является головным кораблем серии российских эскадренных броненосцев типа «Бородино», он лишь их прототип, хотя они очень близки к нему.

Спуск на воду «Цесаревича» состоялся 10 февраля 1901 года, его первый российский потомок «Император Александр III» был спущен 3 августа 1901 года, кстати «Ретвизан» на воду спустили 10 октября 1900 года. У американцев дело спорилось быстрее, испытания «Ретвизан» начались уже в 1901 году. Достройка «Цесаревича» длилась весь 1902 и к февралю 1903 броненосец вышел на испытания.

Первый прогон при неполной нагрузке был выполнен 8 февраля, скорость составила 16 узлов. Во время второй попытки 22 февраля удалось получить скорость в 17,75 узла. Требуемая контрактная скорость в 18 узлов никак не давалась. Во всем обвинили ходовые винты и влияние скуловых килей. К марту 1903 скуловые кили решили укоротить, по итогу от них остался только прямолинейный участок в средней части корпуса.

Исходники картинки из свободных
Исходники картинки из свободных

К лету 1903 мучения с уменьшением длины скуловых килей и подбор ходовых винтов позволили достичь необходимый результат. На пробеге 27 июня броненосец для скорость в 18,34 узла. Из Петербурга торопили, на Дальнем Востоке ситуация из тревожной неумолимо перерастала в угрожающую, итоговый акт подписывали в спешке 18 августа. В акте было честно указано, что главный калибр корабля не боеспособен в виду ошибок в проектировании системы подачи снарядов, также сразу после успешного пробега уже к июлю 1903 года в левой машине, в цилиндре низкого давления были обнаружены трещины. Левая машина будет доставлять неприятности всю дорогу до Порт-Артура. Ситуация была на столько напряжена, что "Цесаревичу" было дозволено на Императорский смотр не являться, а направляться прямо в Порт-Артур. Кстати "Ретвизан" был в Порт-Артуре уже 21 апреля 1903, "Цесаревич" прибыл к 19 ноября того же года.

Исходники картинки из свободных
Исходники картинки из свободных

В ночь на 27 января 1904 года, в результате атаки японских миноносцев "Цесаревич" и "Ретвизан" получили по одному торпедному попаданию, причем "Цесаревич" получил торпеду в кормовую оконечность, а "Ретвизан" в носовую. Оба корабля из-за полученных попаданий были близки к гибели и лишь благодаря энергичным действиям своих экипажей остались на плаву. В плане конструктивной защиты "Цесаревич" имел преимущество над "Ретвизаном", у него имелась противоторпедная переборка, она выдержала, а вот остальные конструктивные элементы подвели. Ремонт как "Цесаревича" и "Ретвизана", учитывая слабую техническую базу Порт-Артура, проходил сложно, а затем японцы развивая успех на суше поставили батареи начавшие обстреливать внутренний рейд. Только только отремонтированные корабли начали получать новые повреждения, прорыв во Владивосток становился единственной возможностью спасти 1-Тихоокеанскую эскадру. Таких попыток было две, последняя получила название - бой в Желтом море.

Именно после сражения в Желтом море судьбы "Цесаревича" и "Ретвизана" разошлись, чтобы больше уже никогда не пересечься. Вырваться удалось "Цесаревичу", но не во Владивосток, а в принадлежавший в то время Германии порт Циндао, где его интернировали. А "Ретвизану" досталась печальная судьба сесть на грунт после обстрелов на внутреннем рейде Порт-Артура, а затем стать японским трофеем. Что до броненосцев типа "Бородино", то трое из них погибли в Цусимском сражении, а один стал трофеем. Последний броненосец этой серии, выделяемый в отдельный тип из-за изменений в проекте - "Слава". На Русско-Японскую войну "Слава" не успела, ей довелось сражаться совместно со своим прототипом "Цесаревичем", переименованном тогда в "Гражданина" в первой мировой войне. В Моонзундском сражении "Слава"погибла, а вот "Цесаревич" уцелел.

Эскадренный броненосец типа "Бородино", рисунок из свободных
Эскадренный броненосец типа "Бородино", рисунок из свободных