Гильермо дель Торо и компания не очень поняли, что хотели снять. Вот и нам непонятно, что это было. Получилось атмосферно, стильно, технично, но без особого смысла. Да, в хорроре тоже должен быть смысл. Особенно в том случае, когда он скрещивается с другими эстетскими темными жанрами. Ведь зачем-то это было сделано.
Житель американского штата Орегон Фрэнк Уивер с подельниками занимались всякой маргинальщиной в заброшенной шахте. Однажды на них напало что-то типа рогатого зверя. Свидетелем этого стал маленький сын Уивера. Через три недели учительница замечает, что старший сын Уивера, 12-летний Лукас замкнут и рисует безрадостные картинки.
Именитая команда
Режиссер у фильма серьезный — Скотт Купер («Черная месса», «Недруги»), чей фильм «Сумасшедшее сердце» (2009) получил два «Оскара». В числе продюсеров Гильермо дель Торо и Дж. Майлз Дэйл («Аллея кошмаров», «Форма воды»).
Автор сценария, да и рассказа, по которому снято кино — Ник Антоска, сочинявший уже культовый «Нулевой канал» и свеженький хоррор-сериал «Новый вишнёвый вкус». В общем, крепкий собрался коллектив. И хотелось бы увидеть соответствующий результат.
Но, к сожалению, видны только намерения, декларации, успехи в дизайне огромного рогатого чудища, эксперименты со скрещиванием стилей, претенциозные неработающие намеки на экохоррор и прочие формальные достижения, мало влияющие на смысл.
Духи слушают. Что хотели-то?
Получился в целом дорогой хоррор кинопрокатного качества, но зачем его сняли, сложно понять. Особенно после логичных и душевных работ «Страшные истории для рассказа в темноте» и «Форма воды».
Подтекст у этой истории не очень понятен. Вроде бы, шахтерский поселок, по радио что-то говорят про экологию. И что дальше? Суть так и осталась недостижимой: с чего одичавший дух индейца-охотника нервничает и нападает на поселковую бедноту.
При чем тут экология, что значит заявление коренного американца «Души наших предков рассержены», и почему дух в животно-древесной плоти нападает именно на слабых? В чем они провинились перед Матерью-Землей, о которой тут говорят?
Провинциальная готика и неонуар
Актеры хорошие, например, Грэм Грин («Ветреная река», «Танцы с волками»). И, конечно, звезда фильма — юный Джереми Т. Томас. Учителя играет Кери Рассел («Планета обезьян: Революция» и Зори Блисс из «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»), а ее брата – Джесси Племонс («Фарго», «Ирландец»). Эта парочка подходит для смеси провинциальной готики с неонуаром, что здесь устраивают.
С первым жанровым компонентом все понятно, а неонуар нагнетают и в картинке (тут даже неон от полицейских мигалок есть), и в биографиях учительницы и ее брата-полицейского, до сих не оправившихся от жесткого детства, что им устроил неадекватный папаша.
Тут как по методичке работает нуар-правило: победить тьму может тот, в ком она уже сидит. Вот брат с сестрой, печально идущие по жизни под грузом воспоминаний о своем абьюзивном детстве, и пытаются решить проблему Лукаса Уивера, его непутевого отца и мелкого братишки.
Самый слабый ход — склонность ребенка к рисованию. С помощью красной и черной авторучек он изображает в блокноте жизнь «трех медведей», рассказывая историю семьи. Использование рисунков хорошо работало во времена «Детей кукурузы», но с тех пор прошло почти сорок лет. Да и рисует бедный провинциальный паренек слишком качественно, на уровне автора комиксов, что слегка раздражает.
Да и сам неонуар, даже в сочетании с провинциальной готикой, не выглядит свежим. Тем более при таком формалистском подходе.
Далеко увез лесной олень
Поскольку в титрах стоит Гильермо дель Торо, вспоминается его продюсерская работа «Мама», где так дети привязаны к дому, хоть родителей в нормальном смысле уже нет.
И, конечно, перфекционизм мастера проявляется в рогатом существе (антропоморфный олень с дендромутацией), у которого кроме развесистых рогов причудливое развитие зубов, а грудная клетка светится от волшебного сердца. Это свечение, кстати, добавляет легкий оттенок сказочности, что вполне в манере Гильермо дель Торо.
И эта сказочность несет проблему, которая проявится в легкомысленной кульминационной схватке, когда мощный лесной монстр, беззастенчиво кромсавший героев фильма, вдруг окажется слабаком, встретившись с простой учительницей литературы. В итоге выходит, что в этом фильме еще больше жанровых компонентов, но ни один не доведен до ума.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!