Среди знаменитых памятников Углича Богоявленский монастырь особыми достоинствами не выделяется. Поздний собор, выдержанный в стиле «тоновской» архитектуры, построен в 1853 году по типовому проекту. Наибольшую ценность в монастырском ансамбле представляет Смоленская церковь 1700 г.
Прежде обитель находилась в плачевном состоянии, и теперь отрадно было увидеть её после реставрации.
Внутри на одном из зданий мелькнула памятная доска с лицом, показавшимся знакомым. И когда подошел поближе, сомнений не осталось – точно она, Ольга Берггольц!
Будущая поэтесса жила в Угличе с 1918 по 1921 гг. Мать привезла 8-ми летнюю Олю в маленький волжский городок из голодного революционного Петрограда. Поселились они в келье бывшего Богоявленского монастыря. Девочка ходила в школу, расположенную в кирпичном здании напротив собора.
Позже она вспоминала: «Тёмное, бедственное жильё времён детства и гражданской войны - эта келья, этот угол монастырского двора с могучими липами и, главное, высокий белый пятиглавый собор напротив школы - всё это стало мне почему-то сниться как место чистейшего, торжествующего, окончательного счастья».
И теперь в граните снова отражаются соборные купола, видевшиеся ей в далеких двадцатых.
В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц все 900 дней оставалась в блокадном Ленинграде, вела передачи на радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии. Но утром снова шла к микрофону, чтобы возвестить ленинградцам, что город жив и сражается, читала свои стихи.
Её называли «блокадной музой», а немцы включили в список лиц, подлежащих немедленному уничтожению. Ольга Фёдоровна писала:
Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить
Это она объявила по радио 18 января 1943 года: «Ленинградцы, друзья! Блокада прорвана»!
«Никто не забыт, и ничто не забыто» - эти слова Ольги Берггольц высечены на стеле у вечного огня на Пискарёвском кладбище.
После монастыря планировал заглянуть еще в одно местечко. Дорогу решил спросить у монаха, идущего на службу – А как пройти к дому Калашникова? Поясню – в Угличе жил не создатель легендарного автомата, а его однофамилец, тоже талантливый конструктор паровых машин для волжских пароходов.
Молодой инок был сильно погружен в свои мысли, но о Калашникове помнил. И ответил четко и доходчиво – «Из ворот сверните налево, выйдите к первому перекрёстку, и там с Божьей помощью найдёте дом с изразцами». Ну что ж, хорошее напутствие. Пусть и не в стихах, но тоже ободрило