Человек способен понять разумом, что Бог существует. Однако без информации из-за пределов земли человек не может ответить на некоторые свои самые важные вопросы.
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ
Без помощи извне человек явно не может узнать, как появилась вселенная. Египетские ученые времен Моисея учили, что вселенная произошла из некой мягкой бесформенной массы, а земля вылупилась из крылатого яйца. Аристотель учил, что источник вселенной - материя, а древнегреческий философ Зенон утверждал, что она произошла в результате “случайного соединения атомов”. В 1796 г. Пьер Лаплас пришел к выводу, что спиральные туманности, постепенно затвердевая, превратились в планеты. В 1900 г. Молтон и Чемберлен уверяли, что летучая материя, оторвавшись от солнца, постепенно охладела и затвердела, образовав планеты. В 1960 г. было заявлено, что вселенная эволюционировала из водорода.
Примечательно, что все догадки о происхождении вселенной всего лишь обсуждают возможное развитие материи, а не ее возникновение. Будь эта материя бесформенной массой, крылатым яйцом, спиральными туманностями, атомами, кусками солнца или водородом - все равно никто не объяснил, что было причиной возникновения материи. Ученые допускают существование материи в “первозданном хаосе” в виде нескольких газов, но не объясняют происхождения этих газов. Они просто строят догадки относительно того, что, по их мнению, произошло после того, как газы уже существовали. Они признают, считая первым газом водород, что “ему должно было что-то предшествовать”. Но что это такое и как оно появилось, ученые не знают. Прочитав все, что ученые говорят о происхождении вселенной, человек обнаруживает, что он ничуть не ближе к решению вопроса, чем в начале.
Неспособность человека решить этот вопрос чисто человеческими силами пытаются объяснить ограниченностью человеческого разума. Человеку приходится признать, что он не знает, как возникла вселенная. И у него нет надежды узнать это, если только он не получит информацию из внеземных источников.
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Без помощи человек явно не может узнать, как появился он. В XX веке говорилось, что “отцом всего человечества” была “невидная маленькая доисторическая крыса”. Предшественником крысы было “едва живое желеобразное вещество”, но вопрос о происхождении этого желеобразного вещества обходится молчанием. Если этот “студень” возник из “бульонов органических молекул в первичных водоемах”, а бульоны произошли из безжизненных химических соединений, а химические соединения - из водорода, то вопрос о происхождения человека все равно остается без ответа. Сведение человека к водороду не объясняет происхождения водорода, и вопрос происхождения человека остается точно так же без ответа, как и вопрос о происхождении вселенной.
III. НРАВСТВЕННОСТЬ
Без помощи человек явно не может узнать самой лучшей системы норм нравственного поведения. Человек естественным образом знает некоторые факты о добре и зле, но такое знание изменчиво и недостаточно. Неспособность человека создать систему истинной морали заставила греческих философов Сократа и Платона уповать на то, что Бог даст наставления в вопросах нравов.
Когда человек руководствуется только своими собственными рассуждениями, его кодекс почти всегда эгоистичен и саморазрушителен. У большинства народов практиковалась месть и уничтожение врагов. Сострадание считалось слабостью. Ложь считалась и иногда все еще считается добродетелью. Воровство и мошенничество внутренне одобрялось, а порой и открыто допускалось. Пьянство не всегда считается позором, прелюбодеяние зачастую внутренне оправдывается, а общество смотрит на него сквозь пальцы. Брачные клятвы не считаются непоколебимыми. Некоторые смотрят на самоубийство, как на добродетель и благословение. Поощряются аборты и доведение до смерти новорожденных младенцев. Похороны у некоторых превращаются в пышные празднества. Люди вообще не живут так, как, по их представлениям, они должны жить, однако без информации из внеземного источника вопрос о наилучшем этическом стандарте остается без ответа.
IV. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
Без помощи человек явно не может знать цели жизни. Никакая другая проблема не привлекает к себе больше внимания, чем поиск высшего добра, главной цели жизни. В древности было высказано около трехсот мнений относительно того, зачем существует человек. И вопрос этот по-прежнему остается открытым. Без помощи извне, похоже, человеку так и придется жить с вопросом, почему он здесь.
V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ
Без помощи человек явно не может знать, как поклоняться Богу. Без помощи он может знать, что Бог существует, но не может знать, каких действий Бог ждет от него в поклонении и служении Ему. Достойны жалости собственные человеческие усилия поклоняться Богу. Без помощи извне человек склонен искажать Бога, представляя Его в виде многих богов. В Индии миллионы божеств. Без руководства человек склонен одушевлять материю и приписывать ей свойства личности. Он считает, что у камней, деревьев и облаков есть душа. Он начинает поклоняться другим людям, живым или мертвым. Без божественного руководства человек делает прелюбодеяние частью храмового служения. Известно, что для того, чтобы угодить разгневанным богам, он приносил человеческие жертвы. Когда человек рассчитывает на свои собственные силы, вопрос о том, как поклоняться и служить Богу, остается без ответа.
VI. БЕССМЕРТИЕ
Без помощи человек явно не может иметь гарантию бессмертия. Все нормальные люди надеются на то, что будут жить вечно, но без помощи извне ни один не имеет подтверждения реальности загробной жизни. В Иов. 14:14 мы видим вопрос, оставшийся без ответа: “Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?”
VII. ВОПРОСЫ
Самые важные вопросы человека связаны с происхождением вселенной, происхождением самого человека, нравственностью, высшим добром, отношением человека к Богу и бессмертием. Ответы на эти вопросы не могут исходить из человеческого знания. Без помощи человек бессилен ответить на вопрос о смысле жизни. Иер. 10:23 утверждает, “что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим”. Миллионы людей пытались опровергнуть это библейское утверждение, но только собственной жизнью подтвердили его точность. Сократ, Платон, Цицерон, Демокрит и Джон Локк принадлежат к числу острейших умов мира, писавших о человеческой некомпетентности в наиболее важных жизненных вопросах.
Так как человеческая некомпетентность оказывается бесспорной, то рассудок говорит, что Бог, который посылает дождь с небес и плодородные времена года, удовлетворяющие физические потребности человека, не оставит без внимания его умственные, нравственные и духовные нужды. Следовательно, разумно предполагать, что Бог прорвется к нам извне и донесет информацию, в которой так остро нуждаются смертные Божьи создания. Другими словами, вполне разумно считать, что в этот мир должно было прийти богодухновенное откровение и стать светильником стопам человека и светом, озаряющим его путь.
VIII. ОТВЕТЫ
Исследование Библии показывает, что великодушный Создатель дает человеку то, чем он не может обеспечить себя сам. Обычный человек неизмеримо выше животного и живет не только хлебом единым. Его самые большие нужды - не физические, и Библия указывает на эти его величайшие нужды. Как человеческому телу нужен кислород, так человеческому духу нужна Библия. Библия дает нам все, что нужно для жизни и благочестия.