Продукцию российской автомобильной промышленности принято считать устаревшей и переоценённой. У такой точки зрения есть свои аргументы: несмотря на появление достаточно современной "Весты", "Нива" и УАЗ-452 "Буханка" производятся без глобальных технических изменений уже более 40 лет, а их стоимость не уступает подержанным иномаркам с достойном состоянии. Тем не менее, российские автомобили находят своих потребителей даже за рубежом, а некоторые модели стали поистине культовыми и узнаваемыми.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Выход на международный рынок – мечта отечественных производителей, стремление к которой обостряется с определённой периодичностью. В середине XX века советский легковой автопром был представлен "Волгами", выпускавшимися на бельгийском предприятии Scaldia. Затем на зарубежный рынок решили выйти с моделью Lada Baltic, собиравшейся в Финляндии. Результатом попыток завоевания сердец иностранных потребителей стало доминирование "КАМАЗа" в ралли-рейде "Дакар" и появление российской команды Marussia в "Формуле-1".
Значительных успехов на внешнем рынке все вышеперечисленные действия не дали, поэтому в странах с развитой экономикой объём продаж наших автомобилей близок к нулю. Чуть лучше дела обстоят в Центральной Азии, Африке и Латинской Америке, где российскому автопрому проще конкурировать за счёт ценовой политики.
Где продаётся "АвтоВАЗ" за рубежом
До середины 2020 года в Евросоюзе работало два официальных дилера автомобилей тольяттинского предприятия. Один из них располагался на территории Германии, второй – в Чехии. Ассортимент российских автомобилей был скудным – покупателям предлагали модели Vesta и 4x4 Niva в разных версиях оснащения. Как ни странно, именно компактный внедорожник пользовался наибольшим спросом у иностранцев.
"Ниву" можно с уверенностью считать самым известным легковым автомобилем за рубежом. Её по достоинству оценили за проходимость, ремонтопригодность и широкие возможности тюнинга. Устаревшая техническая часть не пугает европейцев, так как "Ниву" преимущественно покупают в качестве автомобиля "выходного дня" для поездок за город.
Сложившаяся в 2020 году ситуация повлекла за собой проблемы с поставками, а и без того невысокий спрос на российские машины снизился до минимальных значений. По информации на портале "АвтоВАЗа", дилер в Чехии ещё продолжает работу, но сайт компании неактивен. Немецкий салон вовсе убрали из списков, однако, у жителей Евросоюза всё ещё есть возможность купить новую "Ниву".
На досках объявлений представлено множество экземпляров Lada 4x4 без пробега. По всей видимости, их поставками в ЕС занимаются частные компании, что значительно отражается на итоговой цене. Новая "Нива" 2022 год выпуска в трёхдверной компоновке стоит 15 390 евро (1 348 010 рублей по текущему курсу). За версию Urban придётся заплатить 16 290 евро (1 451 357 рублей по текущему курсу).
Для сравнения: в России аналогичные автомобили стоят от 693 900 рублей и от 770 900 рублей соответственно.
В менее развитых странах наш автопром всё ещё представлен официально, и даже в текущей ситуации дилеры продолжают работу. Полный список салонов можете увидеть ниже.
Особый интерес среди представленных стран вызывает далёкая Боливия, где работает сразу три официальных дилера тольяттинского предприятия. Популярность наших автомобилей в южноамериканском государстве связана ещё с советской эпохой, когда сюда экспортировали недорогую и неприхотливую "Классику". Горный рельеф и сложный ландшафт хорошо подходят для эксплуатации "Нивы".
Ценовая политика на продукцию "АвтоВАЗа" в Боливии кажется странной. Например, та же трёхдвёрная Lada 4x4 Urban обойдётся покупателю в 16 900 долларов (1 335 480 рублей в пересчёте, немцы могут завидовать!). Зато Vesta седан в базовой комплектации с кондиционером стоит 13 900 долларов или 1 098 412 рублей – намного дешевле "Нивы". У дилеров в России такой автомобиль обойдётся минимум в 912 900 рублей.
Эти странные японцы
Судьба модели УАЗ-452 "Буханка" во-многом схожа с "Нивой". Оба автомобиля были выпущены более 40 лет назад, с тех пор не претерпели глобальных изменений, но по-прежнему продаются и находят своих покупателей. Только ульяновский внедорожник стал известным не в Европе, а в Японии. Местным жителям пришёлся по вкусу его утилитарный, но милый внешний вид, поэтому не так давно УАЗ-452 вошёл в моду.
Японские предприниматели посчитали эту сферу перспективной и организовали поставки российских автомобилей в Страну восходящего солнца. Выбор невелик – "Буханка" или "Хантер", но и этого оказалось достаточно для успешных продаж. Компания создала сайт, где рассказано об истории "УАЗа" и особенностях их автомобилей.
Купить новую "Буханку" в Японии могут себе позволить только истинные фанаты модели. Автомобиль в юбилейной комплектации продавали здесь примерно за 4 000 000 иен или 2 721 000 рублей! Реализацией внедорожников занимались лица, не связанные с "УАЗом", поэтому стоимость машин, привезённых из России, возрастала в несколько раз. Больших наценок не избежать из-за ввозных пошлин (японцы активно защищают свой автопром на внутреннем рынке) и крайне небольших партий доставляемых автомобилей.
В какой-то момент "Буханка" стала одной из самых культовых иностранных машин на дорогах Японии. Владельцы активно тюнинговали свои автомобили, а в разных городах создавались клубы любителей "УАЗов". Даже спустя несколько десятилетий отечественный внедорожник смог найти своего потребителя в одной из самых технологически развитых стран мира.