Найти тему

Москва, Нью-Йорк и Лос-Анджелес через годы

Мне довелось довольно часто ездить или проводить время в трёх городах -Москве, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе начиная с начала 1990-х, и в памяти сохранились отдельные статические картинки разных эпох. Кто помнит мрачную и тёмную Москву начала 90-х, тот согласится, что в начале 2000-х столица преобразилась до неузнаваемости. Нефть и сырьё росли в цене, абрамовичи покупали челси, гусыхиддинки побеждали нашими пешеходами голландцев, чашка кофе на Тверской стала стоить дороже, чем в Менхеттене на нижнем Бродвее, а МакДональдсы и Бургер Кинги стали такой же обыденностью, как в любом американском городе... В целом, количество дорогих автомобилей на квадратный метр в столице всегда не уступало ни одному крупному европейскому или американскому городу, разница - только в их внешнем виде, поскольку в межсезонье справиться с грязью на дорогах златоглавой ни один мэр, ни одна боевая команда снегоуборочных и поливательных машин никогда не могла. Но в начале 2000-х всё это появившееся в изобилии сверкающее богатство неприятно сочеталось с крайне агрессивным стилем вождения автомобилей, который откровенно удивлял и шокировал любого новоприбывшего.

Примерно за это же время Лос-Анджелес благодаря ипотечно-застроечному буму также преобразился до неузнаваемости. Если раньше более или менее нескучными и пригодными для жизни считались лишь район Голливуд (не весь), т.н. "валы" (от английского "valley" - элитные современные районы к северу), Санта-Моника и всё, что примыкало к ней вдоль побережья - от Венис (Венеции) до Виллас Гетти - то в результате этих событий буквально расцвели все примыкающие графства к югу и западу от города - Орандж Каунти, Риверсайд, Пасадина, Вентура. Что конкретно изменилось? Чисто визуально, сильно улучшилось качество жилья, появилось много шопинг молов, расширилось метро и, конечно, улучшилось качество дорог - особенно PCH, идущей вдоль океана. Достроили красавец -Китайский Театр (позднее переименованный в Кодак-Центр), обновили гранитную плитку и звёзды на Голливуд-бульваре.

-2

Однако именно Нью-Йорк и Лос-Анджелес сильнее всего пострадали и вовсе не от финансового кризиса 2008 года, который больней всего из трёх городов, как ни странно, задел Москву, а от пандемии. Долгое время, аж до лета 2020 года, в южных штатах США царило относительное благополучие с этим вопросом - люди как ни в чём не бывало ходили на работу, тусовались, организовывали концерты и очень удивлялись всему, происходившему в Нью-Йорке, где смертность била все рекорды, и больницы не справлялись с наплывом ковидных больных, а в крематориях образовывались очереди.

Для Нью-Йорка 2020 год оказался крайне болезненным и деструктивным. При огромной плотности населения зараза расходилась как озон после дождя. Рестораны в панике закрывались, бродвейские шоу снимали рекламные вывески, вместо которых появились информационные плакаты Netflix (кто бы мог подумать!), и из шелтеров на уличный холод вывалило огромное количество спасавшихся от Ковидного столпотворения бездомных. Учитывая, что Нью-Йорк, если не считать финансового сектора, в основном "кормится" малым бизнесом - ресторанами, магазинами и мини-отелями, и всё это по распоряжению бывшего мэра Билла ДеБлазио оказалось закрытым - город очень быстро превратился в зомбиград. Пусть нью-йоркцы на меня не обижаются, но если честно вспомнить те времена, то это стало фактически неофициальным названием "вечно неспящего города".

Для Москвы годы регресса начались ещё в 2015-м, и заключались они в явном замедлении градостроительства, закрытии массы дорогих ресторанов и легендарных клубов, постепенном обветшании начавших-было преобразовываться в лучшую сторону спальных районов, явным скачком роста попрошаек в метро и на ж/д, а также резко снизившемся заграничном турпотоке, который окончательно "добил" закон о непересечении границы должниками. Поэтому конкретно 2020-г, как мне кажется, запомнился скорее какой-то общей досадой и беспомощностью людей перед лицом эпидемии и невозможностью достучаться до властей, нежели реальными деструктивными процессами сродни тех, которые в этом же году происходили в Нью-Йорке.

Безусловно, из всех трёх городов больше всех пострадал Нью-Йорк, и в какой-то момент, скажу честно, на фоне одного из очередных погромов, устроенных леворадикальными цветными люмпенами, мне показалось, что Нью-Йорку уготована роль города-памятника бывшего величия цивилизации. Сразу скажу, что меня всегда раздражало в Большом яблоке - так это вечные строительные леса и исписанные граффити и исклеенные листовками металлические каркасы над тротуарами которые мешают людям обходить друг друга и создают дополнительное стеснение на и без того непропорционально узких по сравнению с шириной дорог тротуарах. Вторая досада - не менее бесконечные оградительные жёлто-зелёные ленточки и пластиковые бортики, функционал которых, как и смысл столбиков "осторожно! влажный пол!" (хотя пол может быть сухим как песок в Долине Смерти!) - мне никогда не был понятен.

-3

42-я улица и Таймс Сквер всегда были Меккой туристов со всего света, но сейчас из-за запутанных и обременительных правил въезда для многих иностранных посетителей, сердце Нью-Йорка, как ни крути, зримо опустело. Кроме того, из-за перманентно укрепляющегося ко всем валютам доллара, для иностранцев всё очень сильно подорожало, поэтому едут в основном те, кто никогда не был в Америке и кто хотел бы впервые увидеть её достопримечательности. Повторные визиты, как это было в весёлые и беззаботные 90-е и первую половину нулевых, по моим наблюдениям, крайне редки. Отсюда - резкий спад всей индустрии туризма, включая уличных актёров и музыкантов. Из "достопримечательностей" - уже изрядно всем поднадоевший "голый ковбой" с гитарой, пытающийся всё менее успешно заработать на фото с собой.

В Лос-Анджелесе - городе без зимы, на мой взгляд, вновь начала раздражать грязь и запах нечистот, выливающийся из-под размножившихся словно грибы после дождя палаток бездомных. Бесцельно снующие армии "колясочников" - всевозможных попрошаек и зазывал с украденными из супермаркетов тележками - фактически превратился в некий собирательный образ жителя города ангелов. Всё это, конечно, не добавляет радости и хорошего настроения остальным, вынужденным всё это ежедневно созерцать.

В Москве - другие проблемы. Исчезновение населения. Идеально вылизанное метро и вагоны перевозят по дюжине пассажиров, наиболее молодые из которых даже не знают и никогда не видели настоящих давок в часы пик! Власти всеми силами пытаются создать облик скандинавской урбанистической уважительной чистоты и стерильной санитарии, чинности и комфорта, но остаётся всё меньше их прямых бенефициаров. Если это делается преимущественно ради красивых фото - т.е. для того, чтобы немногочисленные иностранные туристы могли, вернувшись на родину, сказать, что да, врёте вы всё, и Москва - действительно современный, красивый и очень ухоженный европейский город - то в этом случае можно сказать, что цель, пожалуй, достигнута.

Каков мой вывод из приведённых спонтанных эскизов трёх городов? Скорее, печальный: нет ничего особенного, что можно было бы назвать прорывным событием и символом нового витка роста новой эпохи. Города локализуются и замыкаются сами на себя без былого "прилива свежей крови", что начинает их старить. Жаль, что деглобализация из-за политических разногласий и Ковида приняла столь удручающие масштабы, и иногда меня посещает тоска по былой беззаботности и высокой вероятности того, что новые поколения землян при резком взлёте цифровых коммуникаций, дающих возможность удалённо общаться практически с любым жителем Земли, так и не увидят воочию, а не через Веб-камеры, многое из того, что созерцали мы и считали это порядком вещей.