Музей истории купечества расположен во внутреннем кольце Гостиного двора, где сейчас открыто общественное пространство "Двор Гостинки".
Двухэтажное здание, в котором разместились музейные залы, было построено как дом Комитета по управлению Гостиным двором в конце 1860-х годов по проекту инженера-архитектора Константина Алексеевича Кузьмина.
У входа в музей — две сияющие золотом вывески и небольшая звонница домового храма Серафима Вырицкого. Помещение храма соседствует с музейными залами на втором этаже.
Своей церкви в Гостином дворе никогда не было, но здесь в одной из лавок с должности рассыльного начинал купеческую "карьеру" Василий Николаевич Муравьев, более известный как преподобный Серафим Вырицкий.
После открытия музея в 2014 году в доме Комитета по управлению Гостиным двором открыли домовый храм, освященный в честь этого почитаемого в Петербурге святого.
Билеты для посещения музея продаются в церковной лавке справа от входа в здание. Пожертвование за самостоятельный осмотр экспозиции — всего 50 рублей, еще за 150 можно взять в аренду аудиогид.
Рассказ аудиогида начинается в коридоре с короткого очерка об истории Большого Гостиного двора в Петербурге — огромного торгового города с конторами, кладовыми, складами, магазинами, лавками и одновременно клуба по интересам и популярного места для прогулок.
Заботы о содержании огромного гостинодворского хозяйства ложились на плечи Комитета по управлению Гостиным двором, для которого было построено это здание.
Комитет состоял из трех человек, которые избирались на три года из числа лавковладельцев и торговцев Гостиного двора и Перинной линии... Исполнение распоряжений комитета было возложено на особое лицо — гостинодворского старосту, который приглашался из числа бывших торговцев.
И. А. Богданов "Большой Гостиный двор в Петербурге". — Санкт-Петербург: "Искусство — СПб", 2001 г.
Комитет отвечал за содержание в чистоте и порядке общественных зданий, галерей, проходов, дворов и прилегающих улиц, освещение и водоснабжение, отстаивал интересы гостинодворцев перед властями, распределял средства на благотворительность.
В музейном зале на первом этаже рассказ аудиогида прерывается, но представленные здесь экспонаты и фигуры легко узнаваемы. В центральной части — контора гостинодворского купца с основательного вида столом.
В противоположном конце зала — купчиха в ярком платье с ниткой крупного жемчуга. Платок на ее голове повязан "по-купечески": его концы собраны в пучок надо лбом.
Правда, такие купцы-бородачи в косоворотках и жилетах к концу XIX-началу XX века в Гостином дворе почти не встречались.
Долгополые сюртуки, сапоги бутылками, косоворотки уступили место фракам и визиткам, модным костюмам, часто сшитым за границей, а жены купцов затмевали зачастую своими парижскими туалетами и шляпами светских дам.
Я. Ривош, Время и вещи. – М., 1990
Исчезали и приказчики в зипунах. Имея дело с покупателями из высшего света, они старались одеваться по моде, щеголять французскими словечками, демонстрировать хорошие манеры.
Временная выставка в этом зале рассказывает о династии русских купцов Боткиных. Московского купца 1-й гильдии Петра Кононовича Боткина называли "пионером чайного дела в России".
Его сын Сергей Петрович Боткин — лейб-медик Двора Его Императорского Величества при Александре II и Александре III. В 1883 году Сергей Петрович установил инфекционную природу вирусного гепатита, и со временем заболевание стали называть "болезнь Боткина".
Сын Сергея Петровича — Евгений Сергеевич Боткин, лейб-медик последней императорской семьи. Он до последней минуты оставался с семьей Николая II, и теперь покоится вместе с нею в Екатерининском приделе Петропавловского собора.
О других ярких представителях российского купечества, археологических находках, сделанных на территории Гостиного двора, товарах, которые продавались в гостинодворских лавках и магазинах, рассказывают музейные залы на втором этаже, но об этом — в следующий раз.