Легенды и были о его подвигах будоражат умы ученых и воображение мечтателей. Он был настолько удачлив, умен и честен, что люди просто не верили: таким идеальным быть невозможно. Поэтому много веков назад и родилась легенда о мече, который сделал Довмонта, говоря современным языком, супергероем. А, может быть, это Довмонт дал силу своему мечу?
Мечом Довмонта перепоясывали князей при возведении на псковский стол. "Будьте как Довмонт", – наказывали каждому. Но никто не смог стать для Пскова тем, кем был литовский изгнанник, бывший язычник князь Нальшанский.
Об Александре Невском мы судим по летописным источникам. Со времен Довмонта до нас дошел уникальный памятник оружейного искусства:
На псковскую землю с дружиной Довмонт пришел в 1265 году. Князь спасался от родственников первого короля Литвы Миндовга, убитого после загадочного и абсолютно языческого по духу семейного конфликта:
Тогда Довмонт был молодым темпераментным человеком и, конечно, после нанесенного оскорбления он пылал чувством мести, желая наказать обидчика и вернуть себе честь.
Он первый литовец, вне родины признанный святым.
Почему нальшанский князь выбрал именно Псков?
И почему псковичи решили принять этого правителя помимо Новгорода?
В 50-е годы XIII века по северной Руси о Довмонте уже шла молва как о бесстрашном воине и умелом полководце. Такой человек нужен был Пскову, сдерживающему натиск ливонцев и тех же литовских язычников.
У Довмонта же были личные причины выбрать Псков. До 1243 года здесь жила тетка князя Ефросинья, бывшая замужем за псковским князем Ярославом Владимировичем. Став монахиней под именем Евпраксия, она основала Иоанно-Предтеченский монастырь, в главном соборе которого до настоящего времени сохранилась ее могила.
В начале XIV века здесь же будет погребена супруга Довмонта и одновременно внучка Александра Невского княгиня Мария.
Внимание мечу
В 2009 году международный культурный центр Петербурга совместно с музейщиками Пскова инициировали проект создания точной копии уникальной реликвии XIII века.
"Вещь очень легкая, удобная, красивая по дизайну. Сразу видно, что средневековая и использовалась по назначению".
Работе оружейников предшествовало изучение меча Довмонта, хранящегося в Псковском музейном комплексе Поганкины палаты.
Первое научное описание клинка в 70-х годах прошлого века составил археолог Анатолий Кирпичников. Внимание исследователей привлекло клеймо "бегущий волчок", знак корпорации оружейников. Наносилось оно точечным образом. В эти точки вклепывался желтый металл – золото или латунь.
Меч Довмонта был рожден в кузнице мастеров австрийского Пассау. Но каким образом это оружие попало во Псков?
Пути клинков из Пассау
тогда были неисповедимы. Ввиду того, что это были самые дорогие рыцарские игрушки того времени. Рыцари гонялись за такими клинками. Потому что они были гарантированно благословлены. И гарантированно обладали некими мистическими способностями.
Каким образом Довмонт мог получить свой легендарный меч? Скорее всего клинок мог быть военным трофеем. Во-вторых, эту вещь могли преподнести князю в качестве элитного подарка. Третий вариант – Довмонт сам заказал меч немецким мастерам. В этой версии также нет ничего удивительного, если придерживаться главного: псковская святыня действительно соответствует периоду Довмонта.
Война – двигатель прогресса, совершенствования оружия
– безостановочный процесс для любой эпохи. Колющие мечи с центральным ребром жесткости появились как ответ на разработку пластинчатого доспеха.
В описании одной из битв встречаем, что
"французы сначала ничего не могут сделать с немцами, закованными в пластинчатые латы поверх кольчуг и, наконец, начинают колоть их в подмышки". Сергей Салмин – псковский историк, археолог
Для XIII века меч Довмонта был самым современным, в определенном смысле совершенным оружием. Узкие клинки-протыкатели еще не получили широкого распространения в Европе.
Этот факт заставил часть историков усомниться в том, что реликвия принадлежала псковскому князю.
Крупнейшие специалисты по клинковому оружию относили мечи такого типа к началу XIV века. Князь Довмонт скончался в Пскове в 1299 году.
Форма самого клинка совершенно не характерна для севера Европы. То есть здесь предпочитались всегда мечи несколько другой формы. Они скорее рубяще-колющие, более тяжелые. А вот эта форма, клиновидная, она прежде всего получила распространение в Святой земле, То есть в так называемом Леванте.
Меч Довмонта – меч крестоносца?
Средневековый Кипр – котел цивилизации, в котором варились разные культурные традиции.
С XII века остров попал под влияние крестоносцев. Церковь Святого Лазаря в Ларнаке одна из важнейших святынь христианского мира. Первый храм на месте воскрешенного друга Христа был возведен в IX веке. В период крестовых походов на территории современного православного прихода находился монастырь ордена святого Бенедикта. Рыцари, отправляющиеся к гробу Господню, освящали свои клинки на могиле святого Лазаря.
Цитадели Кипра содержат уникальный материал для исследователей периода крестовых походов и вооружения рыцарей. В часовне Лимасола сохранились уникальные памятники эпохи средневековья. Эти надгробные плиты – настоящий документальный портрет рыцарей-крестоносцев. Для нас особенно важно, что на плитах осталась геральдика орденов и изображение мечей.
Геральдика, орнаменты, перекликающиеся с рисунком на ножнах меча Довмонта, и, главное, форма клинков:
В 1272 году Дом Святой Троицы хотел пленить подошедший к Пскову с большим войском ливонский магистр. Довмонт не стал дожидаться подмоги из Новгорода, с небольшой дружиной он принял бой и ранил магистра в лицо, пробив шлем рыцаря острием своего меча.
В 1299 году похоронив князя в храме Святой Троицы, псковичи положили "бранное оружие его" над гробом героя. По христианским законам оружие класть запрещалось.
Работа по созданию реплики меча
заняла полгода. Самым сложным оказалось старение клинка. Для этого надо было понять характер псковской реликвии.
В путеводителе по Пскову 1913 года сохранился снимок с деталями, утраченными после революции и фактического разграбления Троицкого собора.
Речь идет о лицевой пластине с орнаментом в виде перекрещенных пальмовых ветвей и крупном камне в навершии. К счастью, они не пропали, а были выставлены на аукционах в конце 20-х годов.
Эти детали говорят о том, что это не простой был рыцарь и даже не князь. Это была персона именно королевского рода.
Для средневекового рыцаря меч был символом чести, наделенным божественной силой. В походе он мог заменять распятие: простое сочетание гарды и рукояти давало крест.
В "Повести о Довмонте" есть удивительный эпизод. Перед битвой с ливонским магистром князя благословляет мечом игумен Мирожского монастыря Исидор. Рыцарская традиция моления перед оружием прижилась в православном граде. И даже получила свое развитие после смерти Довмонта.
Во времена псковской независимости летопись сообщает, что, когда враг подступал, псковичи брали меч от гроба и обносили город. Мы знаем, что с иконой таким образом просили Богородицу помочь. Но меч... Оказывается, бывало и такое.
"Сами летописи рассказывают о нем так интересно, что и придумывать ничего не надо,"– речь о Довмонте Псковском
"Сами летописи рассказывают о нем так интересно, что и придумывать ничего не надо". Продолжение
Источник – https://www.youtube.com/watch?v=Qdulf_NOB3A&t=2430s
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.