Картина "Охотники на снегу" является иконой зимы в Северном полушарии, и по праву. Искусная в своей композиции и использовании цвета, она кажется мостом между средневековой "книгой часов" (популярный тип книг с иллюстрациями) и нашими современными "графическими романами". Он считается первым большим зимним пейзажем европейского искусства, часто воспроизводится как популярная гравюра - особенно в это время года, в качестве рождественской открытки.
Питер Брейгель Старший написал эту картину в 1565 году в рамках серии, изображающей месяцы года, которую заказал богатый банкир и королевский чиновник Никлас Йонгелинк для украшения своего антверпенского дома. Картина "Охотники на снегу" изображает пейзаж в глубине зимы и была также известна просто как "Январь", а сегодня ее часто называют "Зима" Брейгеля.
Несмотря на хрупкость картины, написанной на большой деревянной панели маслом, яркие минеральные пигменты хорошо сохранились на протяжении веков. Композиция была новаторской для своего времени и по-прежнему поражает воображение. Сначала мы следим за усталыми охотниками и их сворой собак на переднем плане, пробирающимися к дому сквозь голые деревья и снег по щиколотку, когда они возвращаются с, судя по всему, неудачной охоты. Один из охотников несет через плечо мертвую лису - на дворе январь, и дичь уже не так легко выследить.
Отличительной чертой здесь, как и во многих пейзажах Брейгеля, является "широкоугольный", приподнятый вид, который, кажется, открывает сцену и приглашает зрителя шагнуть в нее и исследовать. Мы также попадаем в кадр благодаря взгляду одной из гончих, которая выглядывает из изображения и устанавливает зрительный контакт, подтверждая наше присутствие. Фигура главного охотника, кажется, была добавлена в композицию позже, чтобы мы разделили его точку зрения, глядя почти прямо через его плечо.
Линия деревьев слева создает визуальный ритм, который подчеркивает тяжелую поступь охотников и заставляет нас взглянуть за обрывистый склон, по которому они поднимаются, образуя диагональный разрез в пейзаже, на снежную даль. Ограниченная палитра черного, коричневого, белого и серо-зеленого передает холод зимы и качество тусклого света на фоне яркого снега так, что почти заставляет вздрогнуть.
Слева - костер, его бледно-оранжевое пламя подкармливают сгорбленные крестьяне, готовящиеся "запечь свинью", традиционное животное на зимнем празднике, хотя свинья не изображена. Может быть, она все еще вялится где-то в трактире, или они ожидали возвращения охотников с кабаном? Причудливый знак трактира, возможно, изображает святого Губерта, покровителя охотников, который был обращен в христианство в Страстную пятницу, когда ему явился олень с золотым распятием между рогами. Он также является ранним символом этических методов охоты, таких как взятие только старых оленей.
За окном разворачиваются маленькие повествования о жизни... Далеко внизу, на покрытом льдом озере, видны темные фигуры людей, катающихся на коньках, играющих в хоккей и керлинг, а также детей, играющих с плетенкой. Каждый раз, когда вы смотрите на этот участок более пристально, кажется, что здесь есть что-то новое.
Такие сцены предполагают "снимок во времени", момент между "до" и "после", "срез жизни". Этот элемент повествования, приостанавливающий течение времени, обыгрывается в небольшой детали в центре композиции, где стоит ловушка для птиц, спусковая веревка которой ведет в темный дверной проем одного из коттеджей. В то же время вдалеке происходит более срочное событие: соседи с лестницами спешат на помощь семье, которая пытается взять под контроль огонь в дымоходе.
Есть величественная красота в белизне земли, простирающейся вдаль. Пока поля занесены снегом, крестьяне могут наслаждаться отдыхом, хотя суровая реальность сохранения тепла и пропитания преобладает. Чтобы напомнить нам об этой борьбе, женщина несет огромную вязанку дров по мосту рядом с мельницей, водяное колесо которой застыло в бездействии и покрыто сосульками.
Брейгель, возможно, сам был из крестьян, и его наблюдение за реальными людьми, в натуралистических позах и с сочувствием, было первым в искусстве. Он оказал влияние на голландских художников "золотого века", таких как Вермеер и Рембрандт, в их изображении светской и домашней жизни.
Сейчас Брейгеля можно считать самым ранним из художников соцреализма. В то время он получил прозвище "крестьянин Брейгель", поскольку предпочитал изображать аспекты крестьянской жизни в почти документальном стиле. Говорят, что он проводил большую часть своего времени, живя среди крестьян в качестве исследователя. Хотя он разделял некоторые интересы с другими художниками эпохи Возрождения, такие как человеческое состояние, он шел наперекор моде и не создавал свои фигуры в классическом стиле. Вместо этого он рисовал позы с натуры, что в то время было радикальным шагом, так как это не соответствовало фирменным знакам, обозначающим квалифицированного художника.
Снежные горы на заднем плане, возможно, отражают влияние недавней поездки Брейгеля в Италию, когда он пересек Альпы и был сильно впечатлен пейзажем, столь отличным от Бельгии, Фландрии и Голландии - "низких стран", где он жил.
Темные очертания птицы, парящей в вышине, заставляют обратить внимание на пейзаж за окном и далекие вершины, под серо-зеленым небом, которое, кажется, обещает новые снегопады. Баланс между людьми и природой кажется здесь настоящей темой, пейзаж затмевает человеческую деятельность, хотя ежедневный труд крестьянина также сформировал землю. На самом переднем плане - чахлый куст, возможно, малинник, который торчит на фоне снега - напоминание о жизнестойкости природы, о том, что жизнь спит и вернется, когда растает снег.
«Охотники на снегу» предвосхищают некоторые из более поздних работ Брейгеля, в которых он изображал современные библейские события на фоне зимнего пейзажа. Например, его эмоциональная картина "Резня невинных", которую он закончил вскоре после "Охотников в снегу", перевела истребление первенцев Иродом в нападение испанских войск и немецких наемников на фламандских жителей на фоне снежного пейзажа. В то время низкие страны были оккупированы войсками императора Священной Римской империи, короля Испании, а его генерал, герцог Альба, действовал с жестокостью, которая в конечном итоге привела к восстанию голландцев. Искусство Брейгеля часто граничило с политическими комментариями. Он даже дал указание своей жене, чтобы после его смерти она позаботилась о том, чтобы некоторые полотна в его мастерской были сожжены, на случай, если впоследствии они доставят ей неприятности с властями.
Работы Брейгеля продолжают поражать наше воображение - такие поэты, как Уолтер де ла Мере, Джозеф Лэнгленд, Джон Берриман и Уильям Карлос Уильямс были вдохновлены на создание "словесных картин" и стихов об "Охотниках на снегу". Существуют детские книжки-картинки, основанные на этой картине, и даже фильм Дарио Ардженто "Птица с хрустальным оперением" (giallo) 1970 года, вдохновленный ее мощными образами. Брейгель прославляет стойкость в невзгодах и суровую красоту зимы, предлагая нам очень человеческую связь с тем, как люди выживали и праздновали Юледу в заснеженных лесах и полях много лет назад.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк! Благодарю.
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство