В 1934 году вышла в свет книга Вальтера Бауэра — «Ортодоксия и ересь в древнейшем христианстве», в которой Бауэр переосмыслил события, которыми сопровождалась борьба за богословское господство в ранней церкви.
Бауэр обратился к нашим самым ранним свидетельствам распространения христианства в нескольких географических районах раннего христианского мира — например, в Египте, Сирии, Малой Азии, Риме. Он обнаружил, что при скрупулезном изучении источников выясняется, что во многих частях раннехристианского мира формы христианских убеждений, позднее признанные еретическими, существовали с самого возникновения христианства, а кое-где в церкви, так называемые еретики численно превосходили тех, кто поддерживал ортодоксальную веру. В некоторых районах преобладало христианство маркионитов, в других — та или иная форма гностицизма.
Более того, некоторые христианские группы не видели принципиальных различий между тем, что позднее стали называть ересью, и тем, что стало ортодоксией. Четкие богословские разграничения не были присущи вере изначально — их создали позднее, когда наметились основные линии противостояния. Людей, впоследствии признанных еретиками, в их времена воспринимали как явных ортодоксов.
Но в борьбе за новообращенных победила лишь одна группа, особенно широко представленная в Риме. Под влиянием римских христиан находились и другие церкви; находясь в центре империи, римская церковь представляла собой более многочисленную, богатую и лучше организованную группу, нежели прочие христианские.
Этой римской группе удалось завоевать больше новообращенных, чем любой другой, в конце концов она подавила всякую конкуренцию, объявила свои взгляды ортодоксальными, провозгласила их истинными учениями Иисуса и апостолов, которых всегда придерживалось большинство христиан.
Действительно, христианских групп насчитывалось множество. Все они претендовали на истинность своих учений. Победившая группа не придерживалась учений Иисуса или его апостолов. Например, никто из апостолов не утверждал, что Иисус был «в полном смысле слова и Богом, и человеком» или что он был «рожденным, не сотворённым, единосущным с Отцом», согласно Никейскому символу веры IV века. Победившая группа назвала себя ортодоксальной. Однако не исповедовала изначальную форму христианства и одержала победу только после множества ожесточённых схваток.
Подобных исследований было проведено немало, выводы данных исследований схожи с выводами Бауэра. Подобное явление характерно и для сегодняшних дней, в мире существует более 40 тысяч христианских конфессий. Хотелось бы отметить, что это нисколько не умаляет учение Иисуса Христа и в Новом Завете собраны источники, которые являются более внятными для человека. Это не говорит о том, что все писания, не вошедшие в канон, являются еретическими, отнюдь нет.
Библия не писалась на соборах, там лишь принимались решения о том, какие книги ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов следует включить в канон, а какие - нет. При этом, каноническими были признаны все рукописи, авторство и богодухновенность которых не вызывали сомнений. При утверждении канона Библии на соборах, представители «противостоящих» друг другу течений в качестве истинных признавали только те письмена пророков и апостолов, подлинность которых не вызывала сомнений ни у одной из спорящих сторон.
В Ветхий Завет вошли книги, которые иудеи считали богодухновенными. В Новый, Евангелия и послания апостолов, не вступающие в противоречие с другими письменами, имеющие древние списки и цитируемые христианами II и III веков в своих трудах и переписках.
Канонизация Библии была осуществлена не на тех семи соборах, которые православная и католическая церкви вместе признают Вселенскими. Книги Нового Завета были канонизированы церковью в разное время в промежутке между II и V веками. Автор текста Мураториева канона (возможно, Ипполит Римский), датируемого концом II века, каноническими называет 4 евангелия, Деяния апостолов и 13 посланий Павла (кроме послания к Евреям), ещё 3 послания апостолов, не названных по имени, а также Апокалипсис Иоанна Богослова. Лаодикийский поместный собор (около 364 г.) утвердил новозаветный канон в применяемом сегодня составе, только без Апокалипсиса. Карфагенский поместный собор (419 г.) принял в канон Апокалипсис Иоанна. Следует отметить, что в отношении Откровения Иоанна Богослова возникали большие сомнения в том, что стоит ли включать его в канон или нет. Откровение написано на основе сложных образов иудейской традиции и требует глубочайшей трактовки и, следовательно, мало понятно простому человеку, но все-таки решили включить.
Сегодня многие пытаются на основе разночтений источников и наличия различных христианских конфессий доказать надуманность учения Иисуса Христа. Это все происходит от поверхностного понимания учения и незнания основ христианства, а также устройства человека. Отсутствие духовной практики и завышенное «Я», являются причиной непонимания учения. Все что написано в Новом Завете, и подтверждено святыми отцами является реальным, и каждый это может проверить на себе.