Большинство народов Юго-Восточной Азии пришли на свои нынешние места с территории современного Китая уже в исторические времена. И нетрудно догадаться, что пришли они туда под давлением китайцев.
Причем даже не всегда исходной точкой был Южный Китай.
Например, предки бирманцев (которые вообще-то родственники тибетцев), цяны, на рубеже нашей эры жили на территории нынешних провинций Ганьсу и Цинхай.
Они вели ожесточенные войны с китайской империей Хань, а после её крушения участвовали в войнах на её руинах (известных как "Эпоха 16 царств"), создав царство Поздняя Цинь (Later Qin на карте), существовавшее с 384 по 417 г.
Крушение Позднего Цинь привело к массовому истреблению спустившихся на китайские равнины цянов. Часть осталась на родине, и со временем от них произошли тангуты, создавшие царство Си Ся (982-1227) уничтоженное Чингисханом, и современные цяны, которые не идентичны древним (примерно как римляне и румыны). Впоследствии тангуты-буддисты влились в состав родственных тибетцев и соседних монголов (среди которых есть род тангуд), а часть приняла ислам и вошла в состав хуэй (народ китаеязычных мусульман).
А часть, которых китайцы называли умань, переселились на юг, в Юньнань, где вместе с народом баймань (предки народа бай, занимающие промежуточное положение между китайцами и тибето-бирманцами) создали царство Наньчжао (649-1260). Это было заметное государственное образование, правители котрого сначала изьявляли покорность китайским императорам династии Тан, пользуясь их помощью для подчинения соседних племен, но в 751 г. царь Голофан сумел нанести тяжелое поражение империи Тан, находившейся на пике могущества (забавно, что это произошло одновременно с разгромом китайцев объединенными силами мусульман и тюрок-карлуков в Таласской битве) и добился независимости.
А еще одна часть стала первой волной тибето-бирманских племен, прибывших на территорию нынешней Бирмы. Они в частности создали города-государства Пью. Также от них ведет свой род одно из крупнейших национальных меньшинств современной Мьянмы - карены.
В середине IX века, когда Наньчао и Пью почти одновременно охватили междуусобицы, в ходе которых в Наньчао баймань оттеснили от власти умань, а Пью пришли в полный упадок, баймань раскололись. Часть осталась в подчинении у царей из бай - от них произошла народность лоло (и, нису), которая ныне признана национальным меньшинством в Китае и Вьетнаме, и насчитывает 8 млн. чел. А племена мьянма или бамар переселились из Юньнани в центральную часть бассейна Иравади, подчинив себе остатки пью. На базе синтеза двух волн тибето-бирманских переселенцев, сформировалась новая народность мьянма, вожди которой на рубеже XI века приняли буддизм и создали царство Паган.
Паган быстро стал империей, положившей начало традиции бирманской государственности. Был еще один поток тибето-бирманских плмене, которое дошло до побережья Бенгальского залива, отделенного от долин Иравади и Салуина высокими горами, и создали царство Аракан - от них происходят ракхайн, еще одно крупное национальное меньшинство Аракана.
Ну а уже после разрушения Позднего Наньчжао, или Дали, монголами Хубилая в горы на востоке Бирмы пришли 7 племен шанов - ныне это крупнейшее из национальных меньшинств Бирмы численностью в 6 млн. человек, имеющее свой штат. Шан - не тибето-бирманский народ, а родственники тайцев и лао, которые также в том же XIII веке переселились на север современных Таиланда и Лаоса.
До прихода бирманских племен на юге нынешних Мьянмы и Таиланда жили моны, родственные кхмерам и вьетам, и вместе с ними составлявшие мон-кхмерскую группу в составе аустроазиатской языковой семьи.
Моны не создавали великих империй, но ограничивались городами-государствами. создававшими иногда неустойчивые конфедерации, называвшиеся Хантавади. Моны долго и упорно соперничали с бирманцами за господство в бассейне Иравади. Некоторые эпизоды той долгой борьбы достойны приключенческой эпопеи:
Сам Янгон был создан в 1755 г. на их землях для контроля над непокорными после очередной попытки монов, воспользовавшись смутой в бирманской империи. Впрочем, и сейчас народность монов сохраняется в Мьянме, и даже имеет свой национальный штат. Правда, насчет их численности есть разные мнения - от 1 до 2 млн., ибо из-за тысячелетнего соседства с бирманцами и многочисленных депортаций в ходе войн они очень сильно перемешаны с титульной нацией.
Про историю кхмеров и таи написано здесь: