Рядом с домом где я жил было два музея, находившихся приблизительно на одинаковом расстоянии — ленинский и исторический.
Не знаю почему, но в моем детском сознании, они почему-то представлялись противоположностью друг друга. И хотя я, как и все мы, был ярым ленинцем большую часть своей жизни, думаю подсознательно во мне сидело это — Ленин против истории Азербайджана.
На мой взгляд, власти города что-то не учли, располагая два музея так близко друг от друга.
Впрочем, судите сами, я только поделюсь своими детскими воспоминаниями.
Музей Ленина
Роскошный дворец с греческой колоннадой был построен в 1957 году, специально под музей Владимиру Ильичу. (Открыт в 1961 году.)
Расположенный на центральном проспекте, напротив Бульвара, он стал одним из самых значительных сооружений, представлявших лицо города.
Помню, когда бабушка меня водила гулять на Бульвар, то постоянно восхищалась сооружением, выходя из проходного двора от Молоканского садика к музею.
Ведь она привыкла на этом месте видеть площадь Петрова — место проведения парадов и демонстраций раннего СССР.
В музей Ленина меня водили часто. В основном дяди и тети.
Они любили взять маленького пацаненка на Бульвар, покатать на аттракционах и купить мороженое, а заодно зайти в музей Ленина. Ведь он был по пути.
Я его знал назубок, поэтому сразу несся к "кабинету Владимира Ильича", воссозданному один к одному с реальным. Это было единственное место, которое было интересно детскому разуму, так как его можно было видеть на множестве картин и плакатов того времени.
Ну вы помните: зеленая лампа, плетенное кресло, книжные полки ...
Собственно говоря, и много позже, в музее не нашлось ничего интересного. Разве что огромный ковер с вытканным Ильичом восхищал своей эпичностью.
Так как бакинский музей являлся филиалом Московского Музея Ленина, то в нем не было ничего по настоящему связанного с Ильичом. Только фотокопии и бутафория — печальное зрелище.
Хуже всего было то, что Ленина реально любили в Баку, как и души не чаяли в Союзе. Каждый бакинец, хотя бы раз бывал в музее (как минимум, на школьной экскурсии или при приеме в пионеры), и почти все выходили разочарованными.
Ну а я, человек с детства измученный Нарзаном музеем, до сих пор обхожу его стороной. Никак не рискну посетить, расположившийся в нем Музейный Центр.
Здание Музейного центра состоит из четырёх этажей. На первом этаже расположено фойе и музейный киоск; на втором — актовый зал и Государственный музей музыкальной культуры Азербайджана; на третьем — Музей независимости Азербайджана и Азербайджанский государственный театральный музей имени Дж. Джаббарлы; а на четвёртом этаже — дирекция, Круглый зал, Галерея искусств и Информационно-обозревательный центр «Русский музей»: виртуальный филиал.
Музей истории Азербайджана
Если от моего дома идти не напрямую к Бульвару, а чуть забрать правее (на один квартал), то в метрах 400-х, на том же расстоянии, что и музей Ленина, стоит другой музей — Исторический. Здание которого построено в 1898 году.
Расположен он на тихой неприметной бакинской улочке, в общем-то непримечательном для столицы здании. Всего о двух этажах.
Но зато с какой историей.
Именно из-за него, я в раннем детстве узнал о Зейналабдине Тагиеве. Сначала от отца, который рассказал, что это дом бакинского миллионера Тагиева, а потом от бабушки, которая шепотом поведала о простом работяге ставшем миллионером.
Этакая "американская мечта" — азербайджанский вариант.
Я и так очень любил этот музей. Мне нравились, вызывающие трепет скелеты в огромных кувшинах, коллекция старинного оружия, яркие национальные костюмы и многое другое, что может вызывать интерес у ребенка.
Но после того, как я узнал о самом доме, посещение музея стало сущим наваждением. Пожалуй, только пляж и зоопарк были более желанными. Ну может еще цирк.
Посещение исторического музея стало путешествием в прошлое. Не в переносном смысле, применяемым к музеям, а самым настоящим. Мы бродили с отцом по многочисленным проходным залам и представляли, как здесь жило большое семейство Тагиевых.
И конечно восторг вызывала роскошь. В детском представлении — сказочная красота.
В отличие от холодности помпезных залов музея Ленина, исторический музей пленил "сказкой которая для кого-то была былью".
Естественно, что для ребенка, да и думаю для любого бакинца, исторический музей был близким, наполненным духом Баку, вне зависимости от его экспонатов, а ленинский, чем-то чуждым и безжизненным.
И дело здесь не в настроениях.
Для бакинцев советского периода, Ленин был намного ближе, чем дореволюционный миллионер. Многие и не знали о существовании Тагиева. Просто таков был пропагандистский аппарат того времени, поразительно умевший убивать чистые помыслы народа своим тяжелым официозом.