– Коля, я хочу тебя попросить, чтобы ты сейчас придумал кино или роман, все равно, у которого был, прямо скажем, не очень хороший конец, а ты бы его мне переделал в хэппи энд.
Приведу тебе пример. Ты, конечно, знаешь фильм «Анна Каренина». Это самое экранизируемое произведение всех времен и народов, как известно. Их, по-моему, больше 48. И вот один из вариантов, где Грета Гарбо играет, немой фильм. Там все хорошо заканчивается. Фильм называется «Любовь». Она никуда не бросается, прошло 3 года, Каренин умер. Американцам так хотелось хэппи-энда.
Вот ты бы мог бы придумать какой-то балет или роман или кино, в котором, условно говоря, «этот лебедь не умер» или вот что угодно.
– Это задача... Но прежде чем тебе ответить, я быстро расскажу об одном любопытном факте.
Дело в том, что в России, это не Голливуд придумал, это было придумано при царе-батюшке, что так как это были императорские театры и государь давал деньги на спектакли, то не могло быть плохого конца. Потому всегда дописывали эпилог, что якобы души встретились на небе, как в «Баядерке», что в «Лебедином озере» они гибли, но потом их души взлетали на небо.
Это не коммунисты придумали, как многие считают, это как раз было придумано в царской России, так как считалось, что зритель должен уйти из театра в хорошем настроении, должен уйти счастливым.
Ну, наверное, для меня самая страшная драма – это... Я приведу две вещи, это, конечно, «Горе от ума» и Чацкий, который стоит в абсолютно растерянном состоянии и говорит «Карету мне, карету». И второе – это роман «Евгений Онегин», когда она говорит «Довольно; встаньте. Я должна. Вам объясниться откровенно» и «Сегодня очередь моя».
Вот этот очень важный момент, когда опять-таки он стоит перед стеной, он допустил все это. И ее гордость, ее честь, и она призналась, что она его любит, но не стала побежденной.
А придумать, как это сделать в счастливом варианте… Например, Татьяна может овдоветь, а Онегин может ей доказать, что он ее любит. Ее муж все-таки генерал, он уезжает на войну и с ним там может что-то случиться.
Из разговора с Аленой Долецкой