Симо Ортамо (Simo Ortamo)
Санкт-Петербург — Мало у кого Россия ассоциируется с успешными цифровыми сервисами.
Однако петербуржцы пользуются самыми разными приложениями для смартфонов. Некоторые приложения даже лучше и немного дешевле, чем в Хельсинки, моем втором родном городе.
Например, при заказе продуктов питания на дом необязательно пользоваться только службами доставки отдельных магазинов, которые были сильно перегружены в Хельсинки в периоды волн коронавируса, или приложениями с узким выбором ресторанных блюд.
В Петербурге есть много приложений, в которых можно объединить заказы из разных магазинов. Заказы доставляют в течение пары часов, иногда даже быстрее. Некоторые приложения специализируются на доставке дешевых продуктов, некоторые — на более изысканном выборе.
Местное приложение по заказу такси также можно использовать для перевозки вещей. Можно даже выбрать подходящий по размеру автомобиль — в зависимости от размера груза.
Заказ еды и такси обходится в Петербурге гораздо дешевле, чем в Финляндии. Ресторанное блюдо можно заказать за пять евро, включая доставку, и поездки на такси редко обходятся больше, чем в несколько евро.
Много клиентов и жесткая конкуренция
Хороший уровень цифровых сервисов в крупных российских городах можно объяснить большими рынками и сильной конкуренцией.
В Петербурге примерно столько же жителей, как во всей Финляндии, так что платежеспособных представителей среднего класса много.
Клиентская база ограничивается не только крупными городами-миллионниками. Например, электросамокаты можно брать напрокат в 90 городах России, сообщает страница «Трушеринг».
О конкуренции свидетельствует количество услуг и то, что они появляются и исчезают. В России насчитывается 50 фирм по аренде самокатов. Половина из них начали работать в 2021 году.
Правда, на всю страну эти услуги не распространяются. В более бедных регионах курьеров на улицах не увидишь.
Плохие условия труда
В России услуги по доставке отличаются такой доступностью в связи с тем, что тяжелую низкооплачиваемую работу выполняют в основном мигранты и молодежь.
Минусы платформенной экономики в России усугубляет большая разница в доходах и слабое правовое государство.
Например, изучающая права человека организация Oxford Human Rights Group недавно обратила особое внимание на то, что в России многие курьеры и таксисты работают до изнеможения.
В 2018 году проработавший больше 20 часов подряд таксист наехал на группу пешеходов, пострадали восемь человек. О случившемся рассказала, в том числе, новостная страница «Настоящее время».
Курьеры могут даже задолжать курьерской фирме, если они не выходят на работу. В 2019 году увязший в долгах из-за пропусков курьер скончался от сердечного приступа посреди рабочего дня.
Компании также обвиняют в притеснении сотрудников-мигрантов. Время от времени сотрудники выступают с протестами за свои права, но российскую прессу это не очень интересует.
Цель — выход на международный рынок
Многие российские приложения довольно успешны, хотя доходы россиян падают вот уже восемь лет, пишет экономическое издание «Ведомости».
Российские предприятия долгое время работают в соседних странах, и сейчас они решили попытать счастья в крупных городах западных стран.
Российский цифровой гигант Yandex, приложение по заказу такси которого работает в Финляндии под названием Yango, начал в октябре доставлять продукты в Лондоне. Служба обещает доставлять покупки до двери за 15 минут, сообщает новостной канал CNBC.
Работающая в Санкт-Петербурге служба «Самокат» начала в июне работать в Нью-Йорке, рассказывает новостная страница Bloomberg.
Однако в последние месяцы планы выхода на международный рынок оказались под угрозой.
Военные действия России на границе с Украиной вынудили Америку угрожать России серьезными санкциями. Санкции могут усложнить денежные транзакции между Россией и остальным миром.
Прорыву российских фирм на международном рынке это, конечно, способствовать не будет.