Найти в Дзене
ИНОСМИ

Мало у кого на Западе Россия ассоциируется с цифровыми сервисами. А зря

Оглавление

Yle

Симо Ортамо (Simo Ortamo)

Санкт-Петербург — Мало у кого Россия ассоциируется с успешными цифровыми сервисами.

Однако петербуржцы пользуются самыми разными приложениями для смартфонов. Некоторые приложения даже лучше и немного дешевле, чем в Хельсинки, моем втором родном городе.

Например, при заказе продуктов питания на дом необязательно пользоваться только службами доставки отдельных магазинов, которые были сильно перегружены в Хельсинки в периоды волн коронавируса, или приложениями с узким выбором ресторанных блюд.

В Петербурге есть много приложений, в которых можно объединить заказы из разных магазинов. Заказы доставляют в течение пары часов, иногда даже быстрее. Некоторые приложения специализируются на доставке дешевых продуктов, некоторые — на более изысканном выборе.

Местное приложение по заказу такси также можно использовать для перевозки вещей. Можно даже выбрать подходящий по размеру автомобиль — в зависимости от размера груза.

Заказ еды и такси обходится в Петербурге гораздо дешевле, чем в Финляндии. Ресторанное блюдо можно заказать за пять евро, включая доставку, и поездки на такси редко обходятся больше, чем в несколько евро.

Много клиентов и жесткая конкуренция

Хороший уровень цифровых сервисов в крупных российских городах можно объяснить большими рынками и сильной конкуренцией.

В Петербурге примерно столько же жителей, как во всей Финляндии, так что платежеспособных представителей среднего класса много.

Клиентская база ограничивается не только крупными городами-миллионниками. Например, электросамокаты можно брать напрокат в 90 городах России, сообщает страница «Трушеринг».

О конкуренции свидетельствует количество услуг и то, что они появляются и исчезают. В России насчитывается 50 фирм по аренде самокатов. Половина из них начали работать в 2021 году.

Правда, на всю страну эти услуги не распространяются. В более бедных регионах курьеров на улицах не увидишь.

Плохие условия труда

В России услуги по доставке отличаются такой доступностью в связи с тем, что тяжелую низкооплачиваемую работу выполняют в основном мигранты и молодежь.

Минусы платформенной экономики в России усугубляет большая разница в доходах и слабое правовое государство.

Например, изучающая права человека организация Oxford Human Rights Group недавно обратила особое внимание на то, что в России многие курьеры и таксисты работают до изнеможения.

В 2018 году проработавший больше 20 часов подряд таксист наехал на группу пешеходов, пострадали восемь человек. О случившемся рассказала, в том числе, новостная страница «Настоящее время».

Курьеры могут даже задолжать курьерской фирме, если они не выходят на работу. В 2019 году увязший в долгах из-за пропусков курьер скончался от сердечного приступа посреди рабочего дня.

Компании также обвиняют в притеснении сотрудников-мигрантов. Время от времени сотрудники выступают с протестами за свои права, но российскую прессу это не очень интересует.

Цель — выход на международный рынок

Многие российские приложения довольно успешны, хотя доходы россиян падают вот уже восемь лет, пишет экономическое издание «Ведомости».

Российские предприятия долгое время работают в соседних странах, и сейчас они решили попытать счастья в крупных городах западных стран.

Российский цифровой гигант Yandex, приложение по заказу такси которого работает в Финляндии под названием Yango, начал в октябре доставлять продукты в Лондоне. Служба обещает доставлять покупки до двери за 15 минут, сообщает новостной канал CNBC.

Работающая в Санкт-Петербурге служба «Самокат» начала в июне работать в Нью-Йорке, рассказывает новостная страница Bloomberg.

Однако в последние месяцы планы выхода на международный рынок оказались под угрозой.

Военные действия России на границе с Украиной вынудили Америку угрожать России серьезными санкциями. Санкции могут усложнить денежные транзакции между Россией и остальным миром.

Прорыву российских фирм на международном рынке это, конечно, способствовать не будет.

Оригинал публикации