Во время Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.), проводившейся под руководством Витуса Беринга, в 1741 г. были обнаружены острова, названные Алеутскими по наименованию проживающего на этой территории народа – алеутов.
Алеуты населяли Алеутские острова, острова Шумагина и западный берег Аляски, но с 1826 г. часть алеутов стали вывозить на необитаемые Командорские острова. В 1867 г. Алеутские острова и Аляска были проданы США, поэтому в России алеуты остались только на Командорских островах, входящих в состав Алеутского района Камчатского края. По данным переписи населения 2010 г. в России проживало 482 алеута, из них 401 алеут жил на острове Беринга в селе Никольское, в 775 километрах от Петропавловска-Камчатского. Большая часть алеутов проживает в Америке, по данным переписи населения на 2000г. в США проживало около 17 000 алеутов.
Название народу дали русские, Г. А. Менщиков указывал на происхождение названия от алеутского слова аллитхух – община, но наиболее правдоподобной кажется связь с чукотским словом алиут – островитяне. Также о происхождении названия народности говорил И. С. Вдовин, отмечая, что название чукотско-корякского происхождения и происходит от слова аляв-вытэ, что переводится так – те, у кого на голове обод. В самом деле, алеуты носили необычные деревянные головные уборы, выдолбленные из цельного куска дерева. Чтобы с деревом можно было работать его распаривали и затем придавали ему нужную форму. Головные уборы расписывались орнаментами и отделывались бисером, резной костью, шкурой ластоногих, усами сивуча, число которых указывало на успехи в охоте и другими материалами. Головные уборы были частью промыслового снаряжения охотника и носили их только мужчины. Однако сами алеуты называли себя унанган – жители побережья.
В холодное время года алеуты жили в улягамах, жилище состояло из нескольких землянок и обычно располагалось у воды. В летний период переселялись в другие постройки, более легкие. Алеутские мужчины охотились на морских животных, птиц, занимались рыболовством, женщины шили одежду, плели циновки.
Алеуты являются носителями алеутского языка, относящегося к эскимосско-алеутской языковой семье, в которой он составляет отдельную алеутскую ветвь. Также в семье представлена эскимосская ветвь, в которую входят эскимосские языки. Две ветви развивались изолированно друг от друга и поэтому у алеутского и эскимосских языков осталось мало общих языковых черт. Алеутский язык имеет статус языка коренных малочисленных народов Севера (КМНС). В 1930г. лингвисты хотели дать алеутскому языку название – унанганский, но название не сохранилось. По данным переписи населения 2010 г. носителей алеутского языка осталось гораздо меньше, чем самих алеутов, в США языком владело 150 человек, 45 человек в России. На 2021 г. в России больше нет носителей алеутского языка. Также можно выделить алеутско-медновский язык, образовавшийся в результате взаимодействия аттуанского диалекта и русского языков и отнесенный к классу смешанных языков. Раньше носители алеутско-медновского языка проживали в селе Преображенское на острове Медный, но затем были вынуждены переселиться в село Никольское.
Особенности алеутского языка
Рассмотрим некоторые характеристики алеутского языка:
В алеутском языке можно выделить 4 диалекта: восточный, западный, беринговский, аттуанский.
В языке представлено мало гласных фонем: а, и, у. Гласные фонемы различаются по долготе, всего в языке 6 гласных фонем.
Согласных гораздо больше, чем гласных – 23 согласные фонемы. Можно отметить отсутствие губных смычных согласных [p], [b], [f] и [v] (в медновском языке фонемы [p], [b] присутствуют). Есть смычный согласный [д], произносимый как английский звук [ð] – this, that. Например, в алеутском слове адах’ – отец.
Слова не могут начинаться с согласных [x’], [г’] и губного [ԝ].
Алеутский относится к языкам агглютинативного типа, то есть словоизменение в языке происходит с помощью присоединения к корню или к основе слов аффиксов. Каждый аффикс выражает определенное грамматическое значение. Язык также является беспрефиксальным, а значит слова начинаются с корневой морфемы. Также в языке отсутствует сложение основ.
В алеутском языке представлены части речи: существительное, глагол, личное и указательное местоимения, числительное, послелог и междометие. Можно заметить, что прилагательные в языке отсутствуют, нет именного показателя рода.
Выделяются только два падежа – абсолютный и относительный.
В языке есть единственное, множественное и двойственное число. Показатель ед. ч. – имя в абсолютном падеже с конечным увулярным -х’, показатель дв. ч. суффикс -х, а мн.ч. суффикс -с. Например, атку-х’ – палец, атку-х – пара пальцев, атку-с – пальцы (в медновском языке суффикс -н).
У имени существительного в алеутском языке есть не только грамматические категории числа, падежа, но и притяжательности. По морфологической форме имени можно определить лицо и число обладателя и число самого предмета обладания. Например, айх’аси - мас – наша лодка, мас – лично-притяжательный суффикс существительного, который показывает, что предмет принадлежит первому лицу множественного числа.
Можно отметить один из способов выражения орудийности – употребление в качестве служебного слова деепричастия сухтал – держа. Например, мичин’сухтал асх’удг’ис микакус – мячом моим девочки играют. Буквальный перевод этой фразы звучит так – мяч мой держа, девочки играют. От глагольных основ с помощью суффикса -си(х’) можно образовать имена орудийного значения. Например, hалу -шить, а hалусих’ - иголка.
Локативность и пространство в языке выражаются послелогами: илан- в, нагаган - из, ситкан - под и др. Например, улам илан – в доме.
В алеутском языке представлено около 30 видов указательных местоимений. Употребление местоимений зависит от того двигается объект или не двигается, видим он или нет, расположен вертикально или горизонтально и от других признаков.
В языке отсутствуют собирательные числительные, они выражаются с помощью сочетания количественного числительного с деепричастием ал от глагола а – быть. Например, к’анкус ал – втроем.
В алеутском языке есть два варианта построения простых предложений. Предложения с подлежащим и дополнением в абсолютном падеже с глаголом-сказуемым в субъектной форме, в котором подлежащее и сказуемое согласуются: лах’ к’уганах’ анусакух’ – мальчик бросил камень. Также можно наблюдать топикализацию, при которой в предложении главным становится не субъект, а любой другой актант (член предложения, обозначающий предмет или лицо, участвующий в процессе, обозначенном глаголом) в таком случае с ним согласуется сказуемое: лам ухасим сих’та hакасак’а – мальчик весла ломанность-его несет, то есть, мальчик несет сломанное весло. Подлежащее лам стоит в относительном падеже, дополнение сих’та в абсолютном падеже, с объектно-субъектной формой глагола hакасак’а. Также актант может просто не указываться.
В лексике алеутского языка мало заимствований, в основном встречаются слова алеутского происхождения, но некоторые из слов образовались от русских и получили вид алеутского слова, например, комар – кумалих’.
#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #родные языки #алеутский язык #этнос #алеуты
Федеральный институт родных языков
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»