Проект следующего поколения мотоциклов «Тула» возник ещё до того, как модель ТМЗ-5.952 встала на конвейер. Во второй половине 80-х годов та же команда ленинградских дизайнеров, которая создала облик ТМЗ-5.951, проработала эскизы целого семейства, которое могло прийти ему на смену: мотоцикла-одиночки «Овод», трицикла «Жук», а также квадроцикла и прицепа. Машины этого проекта отличала не только новая внешность, с обильной капотировкой, но и специально спроектированная рама из труб круглого и квадратного сечения. К сожалению, эта разработка осталась невостребованной.
Но идея трёхколёсной машины тульским конструкторам понравилась - тем более что завод имел богатую традицию выпуска грузовых мотороллеров. А в 80-е годы он начал изготовление грузового модуля, позволяющего трансформировать легковой мотороллер. Модуль включал в себя грузовую платформу, смонтирован ную на подрамнике, два задних колеса с подвеской на качающихся полуосях и узел, объединяющий дифференциал и передачу заднего хода.
По такому же пути пошли и создатели трицикла-вездехода: модуль TM3-9.906 мож но было подсоединить к двухколёсному мотоциклу «Тула». Вместо грузовой платформы был смонтирован трубчатый багажник, общая грузоподъемность (водитель + пассажир + груз) составляла 220 кг. Можно было купить и комплектный трицикл TM3-5.971 - его серийный выпуск начался в 1992 году.
Появление трицикла в 90-е годы могло восприниматься как анахронизм: за рубежом к тому времени они были полностью вытеснены квадроциклами.
Но тульский трицикл имел кардинальное отличие от зарубежных: у него были привод задних колёс с дифференциалом и широкая колея. Ведь за рубежом от казались от трициклов из-за опасности их опрокидывания: их конструкторы, применив простой бездифференциальный привод задних колёс, были вынуждены использовать узкую колею, что не шло на пользу устойчивости. Важными отличиями ТМЗ-5.971 от зарубежных аналогов были также возможность использования на дорогах общего назначения, благодаря полному комплекту электрооборудования, и места для пассажира.
Столкнувшись с падением спроса на мототехнику в середине 90-х годов, тульские конструкторы постарались расширить гамму выпускаемой продукции.
Тогда чуть ли не все наши мотозаводы устремились в нишу 50-кубовых машин, спрос на которые сохранялся благодаря дешевизне, отсутствию обязательной регистрации и возможности вождения без водительского удостоверения.
Тульский вариант получил обозначение ТМЗ-2.601. В слегка облегчённое шасси мотоцикла ТМЗ-5.952 устанавливались 50-кубовые двигатели: отечественный ЗИД-2.201 «Пилот» или итальянский Franco Morini. Для второго варианта был разработан дисковый тормоз переднего колеса. Машина демонстрировалась на зарубежных мотоциклетных выставках в Кёльне и Милане.
Поскольку главной изюминкой тульского мотоциклетного проекта было использование широкопрофильных шин, переход на обычные шины выглядел странно. Тем не менее в 1994-1995 годах завод сделал около ста мотоциклов в модификации ТМЗ-5.952-01 «Вепрь». 16-дюймовые шины от «Восхода» были надеты на оригинальные разборные колёса.
Тогда же был разработан проект коренной модернизации серийного мотоцикла. Для модели ТМЗ-5.953 конструкторы спроектировали систему раз дельной смазки, пятиступенчатую коробку передач, электронное зажигание, передний дисковый тормоз. Дизайн машины разработала итальянская компа ния Engines Engineering.
К сожалению, 90-е годы были трудным временем для всей нашей промышленности. К тому же в страну хлынул вал дешёвых подержанных автомобилей, не сдерживаемый пошлинами, - а это обрушило спрос на мототехнику. Руководители АК «Туламашзавод» решили пожертвовать производствами, не приносящими прибыль, - в их число, увы, попало и мотопроизводство. Фактически изготовление мотоцикла ТМЗ-5.952 «Тула» было прекращено в 1995 году. Ещё 28 мотоциклов из задела деталей были собраны в 1996 году, и в 1997 году - последние два.
ОБ АЛЬТЕPHАТИВАХ
В соответствии с приказом по министерству обо ронной промышленности от 17 марта 1982 года прото типы мотоциклов на широкопрофильных шинах были созданы также в Ижевске и Коврове. На заводе имени В.А. Дегтярёва были разработаны три варианта: первый - на базе мотоцикла «Восход-ЗМ», с шинами разной размерности, во втором за основу был также взят «Восход-ЗМ», но шины имели одинаковый размер: 5,40-14, третий, наиболее оригинальный, вариант был создан на основе мотоцикла для мотобола «Восход-175 СМБ-3» и имел шины одинакового размера 6,70-10.
В Ижевске оперировали только шинами разной раз мерности: 14 дюймов спереди и 10 дюймов сзади. Сначала их поставили на обычную «Планету-3», причём машина получила собственное имя Plabri (PLAneta+BRIdgestone).
Мотоцикл испытывался как в варианте «одиночки», так и с коляской, с обычным мотором «Планеты» и с агрегатом с принудительным охлаждением - такой устанавливался на мотоколяску СЗД. Затем был создан совершенно оригинальный мотоцикл ИЖ-Триал с хребтовой рамой и двигателем ИЖ Планета Спорт. И ковровский, и ижевский варианты так и остались прототипами.
О ШИНЕ Шина Bridgestone размером 6,70-10
На Suzuki RV125 Van Van использовались шины японской компании Bridgestone. Импортные шины использовались и для опытных моделей трёх заводов, входящих в систему министерства оборонной промышленности, и даже для первых серийных партий мотоциклов ТМЗ-5.951 «Тула». Лишь в 1986 году Воронежский шинный завод освоил производство аналогичной шины, получившей индекс Н-222.
Наша шина была чуть потяжелее «японки», что пошло ей на пользу: она была гораздо устойчивее к проколам. Но, как и японская шина, она была хороша на песчаной почве (собственно, для таких условий японцы её и создавали), а вот на чернозёмах протектор моментально забивался грязью, превращая шину в слик. Кроме того, она коварно «подсекалась» (резко теряла сцепление) на вираже на мокром асфальте.
В СРАВНЕНИИ
Мотоциклы на широкопрофильных шинах - очень специфический и узкоспециализированный товар. Поэтому за рубежом они не завоевали больш ой популярности, их вы пускали в основном японские концерны , стремящиеся заполнить все рыночные ниши. Изредка к ним присоединялись итальянские компании, ориентированные на американский рынок, - например, Benelli и Italjet.
Когда стартовало серийное производство мотоцикла ТМЗ-5.951 «Тула», прям ы м и зарубежным и аналогами этой маш ины были японские Honda TR200 Fat Cat и Yamaha BW200. На этих мотоциклах применялись четырёхтактные двигатели и внедорожные шины, позаимствованные у мотовездеходов.
На этих мотоциклах применялись четырёхтактные двигатели и внедорожные шины, позаимствованные у мотовездеходов.
О ВОЗРОЖДЕНИИ
В Московской государственной художественно-промышленной академии (МГХПА) имени Строганова есть предмет «Возрождение марки», в рамках которого студенты создают современную интерпретацию уже не выпускающейся продукции. Выпускник кафедры «Дизайн средств транспорта» Максим Пономарёв взялся показать, как может выглядеть сегодня мотоцикл «Тула». Условиями технического задания были узнаваемость и геометрия предшественника, применение широкопрофильных шин. Пономарёв разработал три варианта: базовый «Спутник» для асфальтовых и грунтовых дорог, «Сайгак» для лёгкого и среднего бездорожья и «Тундра» для путешествий по дорогам любого качества, а также лёг кому бездорожью.