Воспоминания о курсантской юности
В жизни каждого курсанта-первокурсника происходило много событий, начинающихся со слов "в первый раз" : первое поощрение и первый наряд вне очереди, первое увольнение и первая самоволка, первая сессия и первый отпуск. И так далее, продолжать можно долго. Где-то в середине первого семестра подошла очередь нашего взвода в первый раз заступать в караул.
Азы караульной службы начали постигать еще в августе на КМБ. Тогда настольной книгой для каждого курсанта стал армейский бестселлер под названием "Общевоинские уставы ВС СССР". Из него мы узнали как ДОЛЖНО быть, а не так КАК ВСЕГДА бывает. Для нас стали открытием бородатые армейские шутки типа "Ст.1 Командир всегда прав! Ст. 2 Если командир неправ, смотри Ст. 1" или "О воин, службою живущий, читай Устав на сон грядущий, и по утру, от сна восстав, читай немедленно Устав!"
Третьим по счету в сборнике идет УГиКС. Тогда, на КМБ, караульная служба представлялась чем-то далеким и нас она еще не скоро коснется. Но время летит и через неделю предстоит в первый раз в жизни заступить в караул. Выполнять реальную боевую задачу с боевым оружием и боеприпасами. Волнение присутствовало, хотя и пытались его скрыть и не всем это удавалось. Особенно тем, кого назначили в состав гарнизонного караула. Тому было несколько причин.
Теоретическую подготовку начали заранее. Статьи Устава о часовом и его неприкосновенности, про пост выучили наизусть, да так, чтоб от зубов отскакивало. Прошло 45 лет, а подними меня среди ночи, я без запинки все повторю. Зубрили табели постам. На караульном городке до автоматизма отработали "прием-сдачу" поста. Да что я рассказываю? В любом другом училище было тоже самое!
Взвод выставлял два караула : внутренний, на территории училища, с нач.караула замкомвзвода. В тот раз это был стажер с 3 курса, получивший к тому времени лычки мл.сержанта. Внутренний караул считался легким, по сравнению со вторым, гарнизонным. Здесь уже начальником караула стал наш курсовой офицер, капитан. Гарнизонный состоял всего из девяти человек. В два с лишним раза меньше внутреннего.
Вот тут и начинаются причины для волнения. Через сутки в училище караул мог вернуться восьмером или даже всемером. Один или два курсанта легко могли остаться на той самой гауптвахте, куда сутки назад они прибыли для несения службы в качестве часовых или выводных, перейдя в разряд арестованных. ПНК и разводящий тоже не были застрахованы от подобного случая. Всё дело в том, что эта гарнизонная губа считалась одной из самых строгих в Московском ВО. В те годы её начальником был ст.лейтенант Пуд. Причем эта фамилия, а не кличка. Очень колоритная личность! Начинал он службу еще при Сталине. Прошел "славный путь" от рядового-срочника до майора, но на этом не остановился и стал капитаном, а затем и старлеем. Странная служебная лестница, вы тоже так подумали? Причиной такой карьеры служила глубокая уверенность ст.лейтенанта в том, что классик марксизма-ленинизма сказал : "БИтиё определяет сознание!" и никак иначе. Пуд обладал пудовыми кулачищами, которыми и воплощал в жизнь цитату классика и свое к нему отношение. Легенда гласит, что Пуд поменял много мест службы и должностей, пока наконец, Москва не нашла ему достойную должность - начальника гарнизонной гауптвахты.
Начальники караулов, офицеры от лейтенанта до капитана, сами побаивались начальника губы, некоторые до заикания и дрожи в коленках. По возрасту, комплекции и манере себя вести старлей выглядел по меньшей мере полковником. Тяжелый, немигающий взгляд мало кто мог выдержать. Были у него то, что сейчас называют "фишки". Самая главная связана с его личным автомобилем "Волга" ГАЗ-21. Видимо, Пуд очень любил ее, выглядела она шикарно, лучше чем с завода. Сияла и блестела! Для нее он не жалел ни сил, ни времени ... арестованных рядовых и сержантов. Каждому сидельцу для наведения лоска выделялась деталь кузова, например дверь или крыло и час времени. Затем он, по своим критериям, проверял качество работы. В итоге одному-двум добавлял сутки ареста. Сопровождающим арестованных на отсидку он обычно говорил примерно так : "Сколько суток, трое? Приезжайте через пять, а лучше через семь суток." Даже отмороженные на всю голову бойцы из стройбата просились в любую другую гауптвахту, только не к Пуду.
На этой губе наш курсантский караул нес службу сутки, показавшиеся неделей. Можно считать мелочью двухчасовую приемку караульного помещения от солдат одной из в/ч гарнизона. А также сдачу через сутки солдатскому караулу уже из другой части. Главным достижением, по общему мнению, стало возвращение караула в полном составе. А все благодаря тому, что каждый курсант добуквенно старался выполнить требования Устава. Лично я в том первом карауле выполнял обязанности разводящего. В памяти осталась гнетущая обстановка и прожигающий насквозь взгляд начальника гауптвахты. Конечно, с опытом последующие караулы были гораздо легче в плане несения службы. К концу третьего курса мы себя считали уже асами в этом деле. Только некоторые "асы" почему-то оставались на губе в качестве арестованных. Для ст.лейтенанта Пуда не существовало авторитетов, дембеля и третьекурсники не имели никаких привилегий. В камере мог оказаться любой.
На волне демократизации в 2002 году все гауптвахты закрыли. Что явилось ошибкой. Многовековая практика показала необходимость губы в армии. В 2007 гауптвахты были восстановлены, но только в другом статусе. Я считаю, это правильное решение!