Какая русская народная сказка экранизирована 10 раз? Какая знакома абсолютно каждому ребенку в России? С какой дети чаще всего начинают знакомство с родной культурой и сказочным миром? Конечно, это «Колобок».
Сказка о Колобке кажется нам такой родной, что мы склонны, не задумываясь, считать ее уникальной. Между тем, история о сбежавшем хлебе (блине, пончике, прянике, пирожке) — одна из самых распространенных в мире. И все они устроены по схожему принципу. Это так называемые кумулятивные сказки, или сказки-цепочки. В них один и тот же эпизод повторяется несколько раз подряд с добавлением новых участников. Состав участников, кстати, у разных народов различается. Если русский Колобок убегает исключительно от животных, то в германских, британских, романских версиях ему встречаются люди - жнецы, молотильщики, косари и т. п. Правда, заканчивается дело все равно лисой, которая съедает героя. Это тоже роднит все варианты древнего европейского мифа.
О чем же изначально была эта сказка?
Во-первых, о сотворении жизни. Легко заметить, что дед и бабка из сказки (в некоторых европейских вариантах три девушки) создают разумное существо практически из ничего. Что старуха наскребла по сусекам? Мучную пыль. Из этой пыли, воды и огня она создает новую жизнь. Что очень близко к библейскому мифу о создании человека «из праха земного». По сути, это варианты одного мифологического сюжета.
Во-вторых, сказка о Колобке учила детей полезному: запоминанию пути Луны по звездному небу, что было очень важно для наших предков-земледельцев. Дело в том, что заяц, волк, медведь и лиса — это древние славянские названия созвездий. Чтобы ориентироваться во времени — знать, когда нужно сеять, пахать, косить - было полезно помнить, когда и через какакое созвездие проходит спутник Земли. Это преимущество лунного календаря: в отличие от солнечного, он более нагляден, хотя и не так точен. Кроме того, сказка о Колобке в волшебной форме знакомила детей с необъяснимым для древнего человека феноменом убывания Луны. В старых вариантах сказки каждый зверь успевал откусить от Колобка кусочек — Луна убывала — и до лисы добегала одна колобковая корочка.
В третьих, у сказки о Колобке был еще один аспект, социальный, который сейчас тоже потерян, хотя чтобы его понять, нужно лишь задуматься над сюжетом. Ведь для чего бабка и дед создали Колобка? Чтобы его съесть. И, убегая от них, герой детской сказки в прямом смысле бежит от неминуемой гибели. Поэтому популярное объяснение «Колобок убежал от родителей и поэтому его съели» ошибочно. Убежав, он наоборот получает шанс на жизнь. А если бы он остался, съели бы его гораздо бытрее и наверняка. Так сказка учит тому, что сейчас модно называть сепарацией: родители и дети должны вовремя расстаться, чтобы у детей была своя жизнь (пусть и полная проблем и опасностей), и чтобы родители им не «заедали век».
К сожалению, многочисленные литературные переработки почти полностью выхолостили наши старинные сказки, скрыли богатейший пласт народной культуры и мудрости. Но даже сейчас, в том виде, в каком они нам доступны и понятны, сказки позволяют очень многое понять о жизни наших предков, да и о нашей собственной. Сказка о Колобке в этом плане, пожалуй, одна из лучших и главных. Возможно, именно поэтому она до сих пор известна каждому.
Кстати, популярный в современной мультипликации пряничный человечек — это родной брат нашего Колобка. И в оригинальной англо-американской сказке его тоже в конце съедает лиса.