На набережной реки Преголя в Калининграде стоят прекрасные и, вероятно, самые зрелищные экспонаты Музея мирового океана - красавцы-суда с легендарным прошлым.
Став экспонатами музея, они получили вторую жизнь, оставив в прошлом череду легенд и свершений.
Теплоход "Витязь".
В начале своей истории он назывался "Марс" и стоял на службе немцев в период Второй мировой войны. Затем попал в собственность Великобритании и только затем в СССР.
И вот тут началась его легендарная история. Судно встало на службу Академии наук СССР и было перепрофелировано в научно-исследовательское. Свою научную миссию "Витязь" нес 30 лет, совершив 65 научных рейсов и собрав на своем борту ученых из 20 стран мира.
Именно с борта "Витязя" была измерена максимальная глубина в Марианской впадине.
Закончив научную карьеру, "Витязь" встал на берегу Преголи, но на время оказался никому не нужным. И только в 1990 году он стал первым судном-экспонатом Музея мирового океана, директор которого - С. Г. Сивкова - несколько лет вела борьбу за сохранение и возрождение судна. Борьба была нелегкой, время довольно жестоко отнеслось к ветерану, на его палубе даже проросли деревья.
Сейчас "Витязь" - не просто музей, куда можно прийти с экскурсией, но и отель. При желании можно забронировать на судне гостевую каюту (бронь доступна на Booking, оценка 9,4).
А рядом с "Витязем" обосновался на своем бумажном кораблике морячок хомлин Витя.
Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев"
Выполнял задачи Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР. Единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию.
До 1994 года судно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций. А также для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами.
Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль до 2017 года выполнял свои задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией.
Маяк "Ирбенский"
Последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире.
Раньше он нес свет морякам в их дальних плаваниях, а теперь, как и другие суда-экспонаты, несет миссию просвещения для всех, кому не безразлична история освоения морей и океанов.
К новому году "Ирбенский" украшен новогодней елочкой.
Подводная лодка Б-413
Прошла тысячи миль в самых разных морях и океанах. Начала свою историю в Мурманске, бороздила глубины Балтики, Средиземноморья, Баренцева моря, гостила с дружеским визитом в Гаване, а потом пощекотала нервы США в Мексиканском заливе.
Сейчас является не только одним из самых посещаемых экспонатов Музея мирового океана, но и местом проведения квеста "По местам стоять! К погружению!"
Невольно подумалось, а ведь все эти истории могли иметь очень печальный конец: распил на металлолом, продажа за бесценок соседям или просто медленное уничтожение мародером-временем. Хорошо, что в истории каждого из этих легендарных судов нашлись неравнодушные и активные люди, благодаря которым эти красавцы обрели вторую жизнь.
Краткий видеообзор других сокровищ Музея мирового океана здесь (жмите на синий шрифт)
Видео с дрона над набережной исторического флота Музея мирового океана здесь.