Найти тему
moltes moltes

От Мидийского до Сефевидского наследия. Масаллы.

https://www.facebook.com/Masalli-rayonu-Hacitepe-kendi-443249545776418/photos/772765032824866
https://www.facebook.com/Masalli-rayonu-Hacitepe-kendi-443249545776418/photos/772765032824866

Юг Азербайджана мало знаком иностранному туристу, несмотря на то, что природа края и сохранившиеся следы непростой истории позволяют развить туризм не только для внутреннего потребителя. На сегодняшний день в Азербайджане в целом многие сферы не получают должного внимания ответственных структур. Этот факт скорее станет темой следующих публикаций.

https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/896091113745546
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/896091113745546

Климат Масаллинского района, расположенного на Ленкоранской низменности (на реке Виляшчай), мягкий субтропический.

https://womanadvice.ru/masally_lc8427
https://womanadvice.ru/masally_lc8427

Масаллы, согласно официальной версии, основан переселенцами из магала Масал в Южном (Иранском) Азербайджане. В пользу этой точки зрения говорят топонимы "Масал", находящиеся в зоне проживания иранских талышей(конкретно имеется в виду Гилян в Иране). По другой версии, на этом месте в древности проживало племя масалов, название которых отражается на топониме местности. Есть предположение скорее народного характера, что топоним звучал как «Мосуллу» или «Масаллы», что в переводе обозначает «например» из-за того, что население во время разговора много раз использовало фразу «например»(в азербайджанских источниках). Согласно другой гипотезе, название связывают с переселенцами из города Мосул на севере Ирака. В начале XVII века в указе Сефевидского правителя (султана Хусейна) упоминалась название Масаллы («Акперме», Мирза Ахмед, Мирза Худаверди оглу, 1882). Согласно некоторым работам, эта территория принадлежала человеку по имени Масал бей, откуда и распространилось название на район.

В традиционном историческом экскурсе ограничимся перечислением основных этапов в хронологическом порядке. Ниже, в описании памятников материальной культуры для интересующихся дается ключ к поиску более детальной информации по району. Поэтому не станем утомлять Читателя пересказом. История Масаллинского района читается через историю каждого села.

Итак, История Масаллы начинается с таких государственных образований как Манна, Мидия, Атропатена, Государства Сефевидов, а с середины 18 века район был в составе Талышского ханства, который в свою очередь в середине 19 веке стал частью Ленкоранского уезда. Сам Масаллинский район был образован в 1930 г. Масаллы получил статус города в 1960 г.

  • Поселения эпохи бронзового века в селе Хишкадара. Здесь же находятся Курганы Карахантепе, Гошатепе, Газахантепе, Аллахгулутепе, Худаяртяпя и Мирзатепе в селе Хишкедере, относящиеся к бронзовому веку
https://www.facebook.com/1624031571188732/photos/pcb.1634477973477425/1634475493477673/?type=3&theater
https://www.facebook.com/1624031571188732/photos/pcb.1634477973477425/1634475493477673/?type=3&theater
  • Мавзолей Назиры Ханум XIV-XIX в.в. в селе Хишкедере. Предположительно это захоронение одной из праправнучек Седьмого Имам Муса аль- Казыма. Период памятника имеет большой интервал по причине того, что предполагается поэтапное строительство. Скорее гробница появилась в 14 веке, а строительство мавзолея относится уже к 19 веку.
By Aqşin Əliyev77 - Öz işi, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109829931
By Aqşin Əliyev77 - Öz işi, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109829931
  • Этноним Хишкедере (Hişkədərə)"Хишке" (hişqə) на талышском языке означает "сухой"(«quru») или "обезвоженный"(«susuz»), а "дере" и в азербайджанском "ручей".
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/763038310384161
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/763038310384161
  • Поселения в селе Махмудавар, относящееся к разным периодам от энеолита до средневековья (к III—IX векам). Это самое древнее поселение в районе, поэтому немного остановимся здесь. Топоним Махмудавар относится к имени «Махмуд»(личное имя арабского происхождения, распространено среди мусульман), «а»(объединяющий звук) и «вар»(переводится с древнеиранских языков как город, замок, стена, подвал, раскопа. Есть также мнение Ю.Бушуев, который считает, что слово «вар» обозначает племя, род, род. ), и означает "Земля Махмудавара"(или Деревня Махмуда). В селе Махмудавар есть крепость, река и водохранилище имени Махмуда. Судя по всему, этот человек имел тесные связи с деревней, но подробной информацией о нем не владеем. Древнее название этого села было Мадо и это название сохранилось до наших дней. Что же касается значения этого топонима, то, по мнению старшего поколения, он означает «бисерное дерево». «Ма» по-талышски означает "бусы", а «до» - "дерево". Есть мнение(но неподтверждённое), что слово "Мадо" происходит от слова "Мадон", означающее «Безумный». Топонимы с этим корнем распространены в Иранском Азербайджане. В русских источниках этот топоним упоминается также как «Маджо». (Журнал истории, философии, права, N2, 1970 г.)
https://cenub.az/11164-masall-ensklopediyas-tqdim-edir-8-ci-yaz-mahmudavar-nzibati-razi-dairsi.html
https://cenub.az/11164-masall-ensklopediyas-tqdim-edir-8-ci-yaz-mahmudavar-nzibati-razi-dairsi.html
  • Мавзолей Баба Сеидаги XVI в. в селе Махмудавар
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/1701513066536676
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/1701513066536676

Cело Аркиван считают "музеем мировых родников", потому что на сравнительно небольшой территории этого села находится 47 родников. Сам поселок входил в состав Дештвендского уезда Талышского ханства(1 из 8 уездов). Посёлок находится между Талышскими горами, Каспийским морем, Муганской равниной, современными селами Борадигях и Гейтапу. По мнению некоторых специалистов, Дештванд и Аркива одно и то же место (С.Казымбайоглу). По названию Дештвандского района многие исследователи называют Аркиву местом у моря. Археологические находки указывают на то, что уровень Каспийского моря за последние тысячелетия резко поднялся. Дештванд-Аркиван долгие годы был центром и столицей современного Масаллинского района. В 1930 году передал функции центра нынешнему городу Масаллы.

Топонима имеет несколько близких этимологий. «Эрк» в переводе с персидского означает «крепость», «и» - объединяющий звук, «ван» - место. Т.е. "Аркива" означает "село, построенное возле крепости"(или "на месте крепости")("Kənd həyatı" jurnalı. 17-ci sayı, 1977). По другой версии, «Эрк» означает "замок", «ван» - "место". (Ağamusa Axundov. "Torpağın köksündə tarixin işləri" Bakı, 1983.)И наконец, самая убедительная версия, которая озвучена в книге Вагифа Юсифли "Аркиван и аркиванцы", где село упоминается как Аркиван, Аркаван, Арджуван и Акон. «Акон» происходит от слова «экон» на талышском языке, «а» означает "о", «ка» - "дом", «он» - окончание множественного числа . Т.е. на талышском языке является «аркон», что означает "люди мужского рода". По словам лингвиста, профессора Агамуса Ахундова, «Аркиван» также означает "крепость".

  • «Крепость Аркиван» IX—X в.в.
http://djb.az/gundem/22728-rkivan-qalasi.html
http://djb.az/gundem/22728-rkivan-qalasi.html

В посёлке функционируют Мечети Гёллю("Göllü" məscidi), Зейноба("Zeynoba" məscidi),Шейх Сефи("Şeyx Səfi" məscidi), Гызлакюче("Qızlaküçə" məscidi) и Рамазанлы ("Ramazanlı" məscidi)

https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/843871002300891  Göndərən Ataş Hüseynov
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/843871002300891 Göndərən Ataş Hüseynov
  • Родник Шахсафи в селе Аркиван. Некоторые источники указывают на длительное пребывание в этом месте суфийского ученого Шейх Сефи из рода Сефевидов. Родник Шахсафи в селе Аркиван. Некоторые источники указывают на длительное пребывание в этом месте суфийского ученого Шейх Сефи из рода Сефевидов.
  • Родник Мехти XIX века в селе Аркиван в честь шехидов.
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/1704415909579725
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/1704415909579725

«Борадигях», по одной из версий, означает «это дигах» (т.е. это сельская местность). По мнению доктор географических наук, доцент Н.Мамедова топоним читается как «Бира диго» и означает "деревня в терновнике". Все эти варианты являюися переводом с иранских наречий(персидского, талышкого). Первые сведения в письменных источниках о Борадигах появляются вплоть до 18 века.

https://m.facebook.com/Boradigah-110903650511140/photos/
https://m.facebook.com/Boradigah-110903650511140/photos/
  • Мечеть Джума XIX века в посёлке Борадигях(Boradigah) города Масаллы
By Vago - Öz işi, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11298419
By Vago - Öz işi, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11298419
  • Мечеть Борадигяр XIX века в одноимённом посёлке города Масаллы
By Vago - Öz işi, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=91631756
By Vago - Öz işi, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=91631756
  • Баня XIX в. в посёлке Борадигях(Boradigah) города Масаллы
https://www.researchgate.net/figure/Hamam-Boradigah-Azerbaijan_fig1_301329504
https://www.researchgate.net/figure/Hamam-Boradigah-Azerbaijan_fig1_301329504
  • Родник Мехти XIX века в селе Аркиван в честь шехидов.
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/1704415909579725
https://www.facebook.com/masalli.rayonu/photos/a.425031574184838/1704415909579725
  • Мечеть XIX в. в селе Шихлар.
https://sirat.az/2021/12/06/yardimli-rayonu-sixlar-k%C9%99nd-m%C9%99scidi/
https://sirat.az/2021/12/06/yardimli-rayonu-sixlar-k%C9%99nd-m%C9%99scidi/

Мечеть XIX в селе Гасымлы была построена как Медресе Гасымлы некогда Ленкоранского уезда Гасымом Мирзой Тогрул оглы в 1800 году. Медресе называлась «Медресе Гасыма». В 1918 году медресе было снесено до основания и на его месте воздвигнута мечеть. В советское время не действовала, а в 1998 г. была возвращена верующим.

Интересна история жителей этого села. По некоторым источникам (Xorasan Soy kitabı. Xorasan — 1908. стр.365—472, Lənkəran qəzasının ərazi soy kitabı. 1905. стр. 1326), на период 19-20 в.в. в деревне жили потомки Тахмасиб шаха, сына Исмаила Хатаи Сефеви. Здесь же проживали и потомки Каджаров Ярьахмед Джанахмед оглы и Караюсублу, а также потомки переселенцев (Туркмен Юсуб Фазли Оглы) из грузинской деревни Гаралы,

https://www.wikiwand.com/ru/
https://www.wikiwand.com/ru/
  • Мечеть Кызылавар XIX в.
-19
  • Музей Истории-Краеведения в селе Хишкедере был открыт в 1952 г. заслуженным педагогом Рагим Тагиевым и назван в честь своего основателя.
http://azertravel.ru/goroda/yug-ot-baku/109-masally/410-muzej-v-gorode-masally
http://azertravel.ru/goroda/yug-ot-baku/109-masally/410-muzej-v-gorode-masally
  • Замки Ардживан XIX в., Кянгли XIX в., Шахрияр IX – X в.в., Шаххат XII в., Гыз Бронзового века, Онджагала средневековья, Бабека средневековья, Крепость Саххат средневековья в селе Ниналов
https://womanadvice.ru/masally_lc8427
https://womanadvice.ru/masally_lc8427
  • Источник Мирсали в селе Сыхдаш, относящаяся к XIX веку
  • Фигуры горного барана в селах Шихлар, Годман, Махмудавар, Еддиоймаг и Гусейнгаджилы, относящаяся к XIX веку
  • Курган Гаджиага и Некрополис Худабахышюрд Бронзовый Век
  • Курганы Мамедтепе, Остиоттепе, Алытепе в селе Таза Алвады, относящиеся к бронзовому и железному периодам;
  • Мавзолей Амира XIX в. в селе Гуллутепе
  • Истису находится около села Аркиван. Название термального источника в переводе означает «горячая вода». Вокруг источника построены несколько пансионатов, коттеджи, палаточные городки
By Gulustan - Öz işi, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10084608
By Gulustan - Öz işi, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10084608

Туристические базы с советских времен и сегодня функционируют наряду с совеменными отелями. Среди них «Дяштвенд», «Гюлистан», «Голюстю», «Виляш», «Баба булагы», «Зирвя», «Дженнет багы», «Демирагадж» и другие центры отдыха.

https://www.pinme.ru/pin/5010ef29be04704b2a000199/
https://www.pinme.ru/pin/5010ef29be04704b2a000199/

https://files.preslib.az/projects/azerbaijan/rus/gl2.pdf

https://portal.azertag.az/ru/node/2399