Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь. (Мф. 4, 17)
Слово Божие преисполнено изречений, показывающих, что Бог крайне милостив и готов простить грехи всякому грешнику. Щедр и милостив Господь,— говорит святой царь- пророк,— долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8). Кто Бог,— говорит святой пророк Михей Господу,— как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления?.. (Мих. 7, 18). Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб,— говорит святой апостол Петр (2 Пет. 3, 9). Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира,— говорит святой апостол Иоанн (1 Ин. 2, 2). Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего,— говорит Сам Бог устами пророка Иезекииля (Иез. 33, 11). Крайне утешительны эти изречения!
Но эти изречения никого из нас да не вводят в заблуждение. Чтобы действительно получить прощение грехов, всякому грешнику должно покаяться. А покаяться не то значит, чтобы только говеть и исповедаться, но и [чтобы] принять твердое намерение оставить грех, возненавидеть грех, отвращаться от греха, вместо же греха возлюбить Господа Бога, непрестанно и вседушевно стараться исполнять Божии заповеди — словом, всякому грешнику должно переменить свою жизнь, исправить свое сердце, иметь и питать в себе святые чувства, жить по заповедям Божиим и при всех действиях руководиться только святыми побуждениями и видами. Без такого покаяния и, если есть время, без такого исправления сердца нет прощения грехов никому и с самого создания мира доныне никому не было. Эта такая истина, которой никогда никому не должно упускать из виду, и о ней долгом почитаю сегодня говорить.
Все святые мужи, которых Господь Бог снабжал Своим Духом и посылал к грешному человеческому роду, дабы они разными обетованиями, угрозами и знамениями привели сей грехолюбивый род в такое состояние, в котором бы можно было простить ему грехи и таким образом освободить его от наказания, которому он должен быть подвергнуться за свои грехи, всегда прежде всего от этого грехолюбивого рода требовали истинного покаяния и исправления сердца как необходимого условия прощения грехов. Посредством пророка Исаии потомкам Иакова Бог говорил: ко Мне обратитеся, и будете спасены (Ис. 45, 22); Послушайте Мене, дом Иаковль и весь останок Израилев... Помяните сия и возстените, покайтеся, прельстившийся, обратитеся сердцем (Ис. 46: 3, 8). Посредством пророка Иеремии Бог особенно иудеям говорил: возвратись, отступница, дочь Израилева... Признай только вину твою... Возвратитесь, дети-отступники... и приведу вас на Сион (Иер. 3, 12-14). Посредством пророка Иезекииля Бог им же говорил: покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 30-31). Посредством пророка Иоиля Бог тоже Израилю говорил: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Иоил. 2, 12-13). И все другие пророки требовали от своих современников такого же сердечного покаяния.
Требовал также покаяния великий ревнитель Божией славы пророк Илия. Того же требовал Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Он проходил,— говорит святой евангелист,— по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов... приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему... Сотворите же достойные плоды покаяния... Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3: 3-4, 8-9).
Наконец, явился в мир Сам Иисус Христос, наш Искупитель от греха и всех зол, и начал Свою проповедь тоже словом о покаянии. Иисус начал, как мы слышали в сегодняшнем чтении из Евангелия, проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4,17). Так проповедуя и имея власть прощать грехи, Он прощал их многим; но не прощал никому из тех, в ком не видел сердечного покаяния. Он простил грехи Магдалине — но Магдалина уже покаялась в своих грехах, когда Господь ей сказал: прощаются тебе грехи (Лк. 7, 48). Он простил грехи Закхею — но Закхей уже раскаялся в своих неправдах, когда Господь ему сказал: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Он простил грехи жене, взятой в прелюбодеянии,— но эта жена уже сама осудила свою дурную жизнь и раскаялась, когда Господь ей сказал: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8,11). Подобно этим и многие другие грешники получали прощение грехов уже по раскаянии, по принятой ими твердой решимости переменить свою жизнь, или исправиться.
Проповедь святых апостолов началась, как и проповедь Самого Иисуса Христа, тем же — именно призывом людей к покаянию. Апостол Петр в день Пятидесятницы говорил иудеям: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2, 38). Апостол Павел, проповедуя афинянам, говорил: оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную (Деян. 17, 30-31). Но я утомил бы себя и вас, если бы захотел пересказать вам из Писания все свидетельства о необходимости покаяния для прощения грехов.
Что для прощения грехов необходимо истинное покаяние — покаяние, соединенное с исправлением сердца,— это всякий может усмотреть и иным образом. Какой смысл заключается в словах Господа, когда Он кому-нибудь говорит: «Чадо, отпущаются тебе грехи»? Эти слова, без сомнения, то же значат, как бы Он так сказал: «Теперь ты опять Мое чадо: возвращаю тебе Мою милость и отеческую любовь, а с милостью и любовью и право на вечное блаженство!» Но кто истинное чадо Божие? Божие чадо только тот, кто любит Бога как Отца, любит сердечно и больше всего. Кому дается право быть в вечном блаженстве? Верующим во Христа, как говорит святой евангелист, и именно таким, которые от Бога родились (Ин. 1, 13), то есть людям нового, святого расположения сердца. Возможно ли, чтобы Бог признал за Свое чадо и допустил в Свое вечное Царство человека, который любит грехи и есть раб греха, чадо диавола (1 Ин. 3: 8, 10), человека без исправления сердца? Господь Бог не может простить грехов такому человеку. Так разумел это и святой Златоуст. Он говорит: «...Если кто согрешил, то нужно чувствовать свой грех и исправляться. Если же этого не будет, то, как мы станем умолять Бога и просить отпущения грехов?..»
Впрочем, если бы Бог действительно простил грехи человеку без истинного покаяния, то что было бы ему пользы от такого прощения? В то же время, как прощались бы ему грехи, он делался бы снова грешником таким же великим, каким был, или еще большим, потому что без покаяния и без исправления сердца грехи и беззакония только умножаются. Всякой душе человека, делающего злое, не милость, а скорбь и теснота, говорит святой Апостол (Рим. 2, 9), так как и закон естественный этого требует, и самый опыт то показывает.
Итак, братья, хотя Господь Бог весьма милостив и готов простить наши грехи и хотя Иисус Христос пролил Свою бесценную кровь именно для прощения наших грехов, но, несмотря на это, для получения прощения грехов покаяние и исправление нашего сердца всегда остается необходимым. Нам должно возненавидеть грехи и возлюбить Бога больше всего. Это совершенно необходимая и для каждого из нас неизбежная обязанность. Вместо нас никто не может исполнить эту обязанность, и никто же не может освободить нас от ее исполнения. От исполнения этой обязанности не может освободить нас ни наш духовник, ни Ангел, ни святые, и Сам Иисус Христос, Сын Божий, и Бог Отец никого не освобождают от исполнения этой обязанности. Исполнение этой обязанности во всем деле нашего спасения есть самое главное наше дело.
Кто не хочет покаяться, не хочет переменить своего сердца и вести жизнь святую, для того нет надежды на вечное блаженство. Неправедные Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6,9). Кто внушает нам какое-либо другое учение, тот лжеучитель и тому, хотя бы он являлся нам в виде чистейшего Ангела (Гал. 1, 8), не верьте! Всех нас Господь Бог да обратит к истинному покаянию и к верному исполнению Его святых заповедей!
Аминь.