Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы - «От подъема до отбоя», журнал «Гражданская авиация» №3 за 1984 год

В журнале «Гражданская авиация» №3 за 1984 год была опубликована статья В. Владимирова – «От подъема до отбоя». В статье интересно повествовалось об одном дне из жизни курсантов Кировоградского летно-штурманского училища гражданской авиации. Статья была разделена на три части: утро, день и вечер. Автор рассказал: как у будущих диспетчеров начинается учебный день утром, как днем проходит обучение на тренажерах, как вечером проходит досуг. Интересно было рассказано о моделировании на тренажере сложных ситуаций во время обучения, с которыми курсанты успешно справились. Предоставим слово автору:

«От подъема до отбоя»

Один день из жизни курсантов Кировоградского летно-штурманского училища гражданской авиации.

УТРО

В общежитии Кировоградского летно-штурманского училища гражданской авиации прозвучала команда «Подъем!» Нелегки эти первые минуты нового дня для курсантов. Еще бы хоть чуть-чуть понежиться, досмотреть прерванный сон. Но торопит ребят голос старосты группы: «Все на зарядку!» Холодная вода из-под крана завершает физзарядку. После завтрака наступают учебные часы.

С группой будущих диспетчеров по управлению воздушным движением направляемся на тренажер, где отрабатываются практические навыки.

ДЕНЬ

Здесь много всевозможных диспетчерских пультов, разнообразной электронной техники. За пультами курсанты-второкурсники. Осваивать эту современную аппаратуру они начали лишь с осени, а до этого, как и положено первокурсникам, старательно штудировали теорию. Курсанты начинают тренажерную игру с так называемых безошибочных ситуаций, с маневрирования самолетами, находящимся на безопасном расстоянии друг от друга. Молодые авиаторы постепенно приучаются к радиообмену, ориентировке в многочисленных сигналах и показаниях приборов. На втором этапе практических занятий преподаватели вводят в «игру» более сложные ситуации: например, сближение воздушных судов, сложные погодные условия, пересекающиеся воздушные трассы, увеличивают интенсивность движения. Вот за пультами курсанты А. Лысаченко, А. Глушко, И. Корчебный и В. Резник. Не случайно начальник центра А. Соколов подвел меня именно к этим ребятам. За короткое время они уже достаточно уверенно освоили сложную технику, и как раз сейчас преподаватель «подкинул» им задачку посложнее – посадку самолета при погодных условиях ниже минимума. Щелкают тумблеры, вспыхивают и гаснут лампочки на табло, на экране осциллографа тонкой зеленоватой змейкой бегает светящаяся точка.

На тренажере за пультом диспетчера подхода. Фотография © Н. Москалева
На тренажере за пультом диспетчера подхода. Фотография © Н. Москалева

– Борт 263! Снижайтесь до высоты принятия решения! – командует в микрофон А. Глушко и тут же включается в радиообмен с «экипажем» другого самолета, который в этот момент обходит имитируемую приборами грозу.

– Сегодня, – рассказывает А. Соколов, – на этих тренажерах можно создавать все ситуации, встречающиеся в реальной жизни, имитировать Харьковскую, Киевскую, Симферопольскую или другие воздушные зоны. Это помогает успешно решать многие задачи, связанные с подготовкой молодых специалистов. В перспективе хотелось бы видеть в училище еще более совершенное оборудование, как, например, тренажер «Тренер-М».

Пока мы беседовали, курсант А. Глушко благополучно «посадил» самолет. С задачей проводки двух бортов через зону интенсивных полетов в сложных погодных условиях справился и курсант А. Лысаченко. Инструктор доволен, ведь проигрыш столь сложной ситуации они решали впервые, но справились самостоятельно. А их товарищи курсанты И. Корчебный и В. Резник решают задачи, связанные с маневрированием самолетов в районе аэродрома, составлением суточного плана полетов с учетом безопасных интервалов. Кстати, оборудование тренажерного центра позволяет знакомить курсантов с работой всех служб современного аэропорта.

Буквально по минутам расписан день курсанта. Лекции, тренажерная практика, лабораторные работы – все эти формы учебного процесса органично дополняют друг друга, чтобы максимально обогатить будущего специалиста необходимыми знаниями и навыками.

В часы самоподготовки курсанты самостоятельно работают с книгой, отшлифовывают и закрепляют новый материал.

ВЕЧЕР

Из-за плотно закрытой двери одной из аудитории грянули вдруг раскатистые звуки музыки, исполняемой духовым оркестром, и так же внезапно смолкли. Приоткрыв дверь, вижу группу курсантов с духовыми инструментами. Невысокого роста человек за дирижерским пультом – руководитель музыкального кружка А. Дворниченко. Идет очередная репетиция.

В училище музыка в почте. Гордо шефствует в праздничные дни по улицам города курсантский духовой оркестр!

Заканчивается день. В общежитии уютно мерцает экран телевизора.

– Приготовиться к вечернему построению! – раздается голос старосты группы.

Пройдет еще несколько минут, и стихнет шум в общежитии. Завтра курсантов ждет напряженный учебный день.

© В. ВЛАДИМИРОВ, специальный корреспондент «Гражданской авиации»

г. Кировоград

Источники:

1. В. Владимиров – «От подъема до отбоя», журнал «Гражданская авиация» №3 за 1984 год