Найти тему
Гагик Аветунци

С неограниченными амбициями. Как выживают 6% армян

NB! Этот текст был написан летом 2020 года.

Как вы думаете, сколько в Армении людей с инвалидностью? По состоянию на 1 декабря 2018 года их было больше 182 тысяч (из них более 8 тысяч детей). Это 6% граждан Армении.

Почему же мы их не видим? Наверное, потому что они не могут не то, что нормально передвигаться по населенным пунктам (даже в Ереване всего пара автобусов с пандусами, и те не всегда работают), но даже выбраться из дома.

Люди с ограниченными возможностями — это не только старики. Две трети армянских инвалидов непенсионного возраста. В 2010 году лишь 6% из них работали, хотя могло быть занято в разы больше людей.

Спонсор этого выпуска — международная школа шахмат aChess. Занимайтесь шахматами с преподавателями из Армении на армянском языке, практикуйте родной язык! Часть денег уйдет на благотворительные образовательные инициативы. Какие именно, можно узнать на сайте http://achess.am/

Есть какие-то точечные улучшения. Например с этого года при неизлечимых болезнях, статус инвалида будет присваиваться пожизненно. Казалось бы логично, но раньше было не так. Если, скажем, у вас ампутирована рука, то вам приходилось регулярно приходить и доказывать это. Ну, вдруг она у вас выросла, или вы барон Мюнгхаузен. Делалось это, конечно, ради коррупции.

Например в 2017 году число людей с инвалидностью резко снизилось с 210 до 196 тысяч. И это не чудеса армянской медицины, а обычное желание заработать. Эти 14 тысяч просто не смогли договориться с медицинской комиссией и лишились статуса инвалида, а значит и льгот.

В отношении инвалидов работает стратегия: «не вижу проблемы, значит ее нет», причем со стороны общества тоже. Вот есть выделенные парковочные места для инвалидов, а люди все равно ставят туда свои машины. Кто-то скажет: «ну их же нет на улице, чего месту пустовать?». Так из-за такого наплевательского отношения их на улице нет и не будет.

Отличный шанс изменить это отношение был у Заруи Батоян — министра труда и социальных вопросов Армении. Она колясочница, и могла бы начать решать эту проблему. Но за полтора года у руля министерства Заруи запомнилась только тем, что не смогла заполнить декларацию и что она вечно говорит о сексе, как-будто остальные проблемы уже решены.

Сейчас помогают армянским инвалидам только общественные организации. Например американский фонд дал 500 колясок. Да, те самые ужасные фонды, что учат колясочников свергать власть по мнению российских СМИ. Не то что российские меценаты, которые непонятно зачем открывают инклюзивный яхтинг в Армении. У нас же все инвалиды долларовые миллионеры.

Но несмотря на плачевную ситуацию, люди не отчаиваются и продолжают бороться. Самый известный пример — художник Вреж Киракосян. Есть и другие, обязательно почитайте их интервью. Больше всего удивило, что даже в инклюзивных школах нет специальных туалетов, лифтов и так далее.

Что же должны делать власти, чтобы те самые 6% инвалидов жили полноценной жизнью, а не выживали?

Во-первых, нужно перестать заниматься показухой. Вот в 2014 году мэрия Еревана отчиталась о каких-то пандусах и автобусах. Где они?

Во-вторых, нужно сделать доступным передвижение инвалидов. Пандусы, съезды с тротуара, лифты, минимум надземных/подземных переходов — это полезно не только для колясочников, но и всех пешеходов и велосипедистов. Кстати, если Армения хочет зарабатывать на туризме, то такие вещи делать придется — многие туристы из стран Запада это как раз пожилые люди.

В-третьих, помочь инвалидам с образованием и работой. Незрячий человек может спокойно работать программистом, причем он будет более мотивированным!

Но самое главное — ни в коем случае не создавайте отдельные сообщества инвалидов. Это только замедлит их интеграцию в общество.

Даже для США эта проблема нова. Подробнее о том, как американские инвалиды боролись за свои права смотрите у Максима Каца.

Сейчас самое главное — объяснить гражданам Армении, что 6% из них инвалиды. При эти 6% могут и должны жить полноценной жизнью. Просто не надо им мешать.