Именно благодаря этому фильму публика полагает, что рептилоиды ходят «коленями назад» (если вы вообще знакомы с конспирологическими теориями). А ещё он оказал воздействие на создание некогда жутко популярной игры «Халф-лайф». Забыли сказать, лента называется «Прибытие». Только учитывайте год выхода – 1996-й, дабы не перепутать с одноименным фантастическим триллером, снятым двадцать лет спустя.
Опять же «Прибытие» является органической частью одного творческого парадокса. Фильм возник на волне неимоверного успеха сериала «Секретные материалы», но в итоге именно он вдохновил Криса Картера на съемки полнометражного проекта – «Борьба за будущее» (1998).
В данном случае к фантастической теме неявной угрозы обратился режиссер Дэвид Туи (накануне мы рассказывали про его тропический триллер «Идеальный побег»). Собственно сюжетная конструкция «Прибытия» не слишком сложна. Астрофизик Зейн Замински отмечает сигнал, идущий от одной далекой звезды.
Следуя имеющемуся протоколу, он фиксирует «космическое сообщение», о чём докладывает начальству из НАСА. И то как-то подозрительно легкомысленно относится к этим ценным ведениям. Более того, закрывает проект Зейна, а самого его поспешно увольняет. Признаки заговора почти что на лицо.
А далее следует набор загадочных ситуаций, связанных с постижением непоседливым «радиолюбителем» неприятной правды. Оная была в свое время ярко сформулирована в названии фильма Джон Карпентера «Они среди нас». Обстоятельство весьма прискорбное, так как нельзя быть уверенным ни в ком: ни в полиции, ни в знакомых, ни в представителях науки.
Подобный параноидальный импульс был как раз характерен для американского кино середины 90-ых годов. Осознание того, что «холодная война» окончилась, пришло не сразу. И в мире, где нет противников, становилось как-то «скучновато».
Однако если нет потенциальной угрозы, то это не повод расслабляться. Её можно привнести «извне». Именно по этой причине внезапно становится весьма востребованной тема пришельцев, сект и всякого рода маньяков. То есть всего того, что сложно поддается объяснению с позиций простой обывательской логики.
Впрочем, место «глобального противника» пустовало не долго, а потому уже в «нулевые» меняется сюжетный вектор западных триллеров. И тема угрозы, которая обладает амбивалентными качествами, то есть с одной стороны «внешняя», но в то же самое время «внутренняя», ушла в прошлое.
Что же касается самого «Прибытия», несмотря на определенный успех, он так и не отбил в прокате вложенные в него 25 миллионов долларов. Хотя (как мы указали выше) и оказал заметное воздействие на мир идей. Если не изменяет память, у него даже было вольное продолжение – «Новая угроза» (1998). Пришельцы, по крайней мере, были такие же, как в «Прибытии».