В битве со всем миром. Один из крутейших триллеров-боевиков 90-х.
(The Negotiator, 1998, США)
Один из признаков по-настоящему хорошего кино: кто-то непременно должен на него обидеться.
Вот и на "Переговорщика" после его премьеры громко заругались суровые агенты ФБР. За то, что режиссер Ф. Гэри Грей разгласил целую уйму секретов и уловок по ведению переговоров с берущими заложников преступниками.
С другой стороны, а как ему было этого не разгласить? Ведь в его картине работают сразу два аса переговорного искусства, да еще в тактическом поединке друг с другом.
Многие считают, что лучшим фильмом в списке Грея был полуфантастический "Законопослушный гражданин", некоторые - что римейк "Ограбления по-итальянски". А некоторые беспричинно хихикающие личности даже уверены, что это - культовая "торчковая" комедия "Пятница" с Кьюбом и Такером.
И все-таки, как по-моему, ни до, ни после "Переговорщика" Ф. Гэри не снял ничего столь же крутого, уникального и одновременно приближенного к реальности. Да еще с таким сокрушительным актерским дуэтом, как Сэмюэл Л. Джексон и Кевин Спейси.
Сюжет картины импонирует уже тем, что подобная экстравагантная история может запросто приключиться и в нашей обыденной жизни.
Итак, кто там у них в Чикаго самый матерый спец по ведению переговоров с террористами? Конечно, вы его знаете (Нет? Странно.) - это Дэнни Роумен (Джексон). Чей язык подвешен настолько хитро, что мужик при необходимости убедит абсолютно любого в чём угодно. Даже ZZ Top - сбрить свои бороды, даже коматозника - выйти из комы.
И тем не менее даже такой умный и осторожный профессионал, как Дэнни, однажды угодил в западню. Такую, которая навсегда и начисто грозила сломать ему жизнь и карьеру.
Дело в том, что друг и напарник Роумена Нат случайно раскопал информацию о крупном хищении из полицейского ветеранского фонда, в чьё правление входил и Дэнни. Однако довести эти сведения до него Нат не успел - пал от чьей-то злодейской пули прямо в своей машине. После чего внезапно выяснилось, что все подозрения и улики ведут чётко к самому Роумену и оправдаться законными методами у него уже не получится.
Ну что ж, раз нельзя защитить себя по закону, стало быть, Дэнни использует альтернативный вариант - криминальный. Именно тот, в котором он по долгу службы разбирался, как никто другой.
И вот, когда на Роумене уже почти защелкнулись наручники, он вдруг взял и... взял заложников в высотном здании, прямо в офисе полицейского отдела внутренних расследований. И начал задавать остальному "городу и миру" крайне нелицеприятные вопросы, поиск ответов на которые должен был пролить свет истины на всю эту "гнилую подставу".
Ясен фокус, тотчас бомбанула нехилая буча: со спецназом, снайперами, блокадой здания, прожекторами, вертолетами и прочей кризисной шумихой. И кому же вести переговоры со слетевшим с катушек переговорщиком, как не чикагскому "профболтуну" №2, коего вы тоже прекрасно знаете (Тоже нет? Ну это и вовсе ни в какие ворота!) - Крису Сэбиану (Спейси). После чего в фильме и попрёт самая мякотка - мощнейшая словесная дуэль двух экспертов по зaтpax... промыванию мозгов. Не менее - а то и более, - остросюжетная, чем погони, стрельба и мордобой.
А это значит, что в ход в этой войне пойдет всё: блеф, провокации, вранье, испытание нервов на прочность, жесткий троллинг и взятие на понт. Моменты, где Роумен доводит своим "бла-бла-бла" полицейских аж до истерик - наверное, лучшее, что есть в фильме. Смотришь, как Дэнни и Крис это делают, и сам начинаешь сомневаться: а устояла бы моя психика в битве с такими разговорными манипуляторами? И затрудняешься ответить на этот вопрос однозначно.
Единственное, что малость раздосадовало у Грея, это фортель в сюжетной развязке, срисованный один-в-один с классики Люка Бессона. И тем не менее "Переговорщик" - именно тот редкий триллер/боевик, который хочется частенько пересматривать, даже когда для вас в нем не осталось ни одной интриги. Просто ради наслаждения блестящей актерской игрой всех без исключения участников этого мрачно-криминального спектакля на фоне огней ночного Чикаго.
***
В общем, мастерски снятое кино про мастеров уникального ремесла, сыгранных мастерами другого ремесла - актерского. И в целом один из лучших "интеллектуальных" боевиков не только 90-х, но и за всю голливудскую историю. Так что если вы вдруг в свое время проморгали "Переговорщика", я вам даже немного завидую: смотреть эту историю "на свежачок" - особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Да и пересматривать, как я и сказал, тоже никогда не надоедает.