Найти в Дзене
Некурортный город

Почему ребёнок из детского дома не имеет права помыть за собой посуду

Оглавление

Знакомая поделилась ситуацией. Несколько лет они с мужем по собственной волонтёрской программе помогают детям из детского дома в небольшом уездном городке в центре Росиии. Приехали мы тоже в гости посмотреть, пообщаться. 

Городок милый и тихий - храмы, озёра и лошади на улицах не по праздникам. Детский дом - одна большая семья, там все родные. 

Хозяйка детского дома Ирина украинка, сама же там работает и поваром, и кондитером, поэтому пироги для воспитанников пекутся постоянно. Пельмени, пышки, блины, оладьи - это на завтрак, а пироги - в любое время суток на столе стоят. Заходишь в казенный коридор, а там всегда пахнет свежим хлебом. 

Дети живут в комнатах по пять человек до 18 лет. А когда воспитаннику приходит час совершеннолетия, включается губернаторская программа, свежеиспечённый гражданин получает ключи от однокомнатной квартиры на отшибе в областном центре и 1 млн 200 тысяч рублей денег на собственный сиротский счёт. 

Яндекс картинки
Яндекс картинки

И все бы ничего, но рассказывает Хозяйка детского дома вот что. 

Каждый день в детдоме на кухне моют посуду, в прачечной стирается белье, постоянно приходится что-то чинить, подкручивать, доводить до ума. 

Так вот каждый день детям выдают четвертинки листочков в клеточку, на которых они подписывают «согласие» на определённый вид работы. 

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Представляете - дети поели в столовой, надо убрать за собой со стола и помыть тарелки. Кто должен мыть посуду? Специальные сотрудники. Те, которые за это зарплату получают. А дети - они ее мыть не могут по определению. Нельзя им! Они же дети! 

И приходится воспитанников приучать к обслуживающему труду посредством этих самых листочков! 

То есть условная Маша написала согласие и помыла за собой тарелку. А какая-нибудь Глаша взбрыкнула и сказала: «Чего это я буду напрягаться? Я не обязана вам тут чашки мыть. Это не входит в мою компетенцию!» И она права. 

Беседуем мы с хозяйкой детдома, а вокруг воспитанники снуют. И многие из них НИЧЕГО не умеют делать. Постели им заправляет нянечка, белье стирает прачка, кормятся дети в столовой. При этом все дети с айфонами и самсунгами, у каждого второго дорогие наушники, кроссовки и одежда недешевых брендов. 

Я спрашиваю: «А как же туалеты? Дети вообще представляют себе, как это взять ёршик в руки и убрать за собой?» 

  • Что ты, - смеётся Ирина и машет руками, - если мы только предложим детям помыть уборную, тут же налетит толпа всяких омбудсменов и защитников детства. Поэтому только своими силами. 
Яндекс картинки
Яндекс картинки

И так во всем - инструкции, распоряжения, приказы. Но вот когда воспитанники выходят во взрослую жизнь со своим сиротским миллионом, рассказывает Ирина, зачастую происходят нехорошие ситуации. Выпускники детдома социализированы «по закону», четко знают свои права, но не имеют представления о своих обязанностях. Вообще. 

И миллион обычно исчезает в первый месяц, а новая квартира за полгода продаётся ушлым риэлторам за бесценок. 

  • И что потом? - спрашиваю я в надежде услышать красивую сказку про Золушку, у которой все срослось и получилось. 
  • Да ничего. 
Яндекс картинки
Яндекс картинки

Ирина замолкает, глаза ее наполняются слезами. 

  • Светка Решетникова вон 2016 года выпуска по осени к нам вернулась. Приехала беременная, без денег, без работы, с долгами. Ребёнка не сохранила. Посадили ее на кухню картошку чистить - а зачем она нам, лишний рот, своих хватает. Трудоустроить не можем, штат занят, а так вроде жалко. Своя ведь…