После заявления президента Российской Федерации о появлении в Российских вооруженных силах новых образцов вооружения, включая гиперзвуковые ракеты, очень многие не поверили, назвав все показанное пропагандистскими мультиками. Однако руководству вооруженных сил США и НАТО не было основания ставить слова российского президента под сомнение.
В том, что США будет отвечать на действия России, сомнений нет и не было. А так как в области противоракетной обороны США безнадежно отстают изначально из-за выбранного пути развития ПРО, то легко понять, что они будут делать ставку на концепцию быстрого глобального удара. И в первую очередь на разработку своих гиперзвуковых ракет как наиболее перспективного на сегодняшний день направления наступательных вооружений.
Поэтому сообщение о принятии летом 2018 года программы Tactical Boost Glide («Тактический планирующий крылатый боевой блок») было ожидаемо. В марте 2019 года стало известно, что контракт на разработку нового комплекса вооружения получила компания Raytheon.
Сумма контракта составляет $63,3 млн, туда входят научно-исследовательские и конструкторские работы. Входит ли в этот контракт создание прототипа, пока неизвестно. По поводу сроков нет даже приблизительных данных. Ничего не известно также о предполагаемых характеристиках. Из того, что пока известно, можно лишь предположить, что речь идет про комплекс небольших размеров, состоящий из двух элементов — разгонной ракеты и планирующего боевого блока. Об этой программе пока мало пишут в СМИ.
Сразу хочется вспомнить историю времен Семилетней войны, когда русская армия, снабжением которой занимались австрийцы, испытывала проблемы с продовольствием. Тогда на очередное требование русских австрийцы пообещали прислать денег, на что фельдмаршал Салтыков ответил: «Мои солдаты денег не едят».
Разработка сложных образцов вооружения не всегда зависит от объема финансирования, чему есть немало доказательств в истории. При конструировании гиперзвуковых ракет американцы уже столкнулись с проблемой, которую решить не смогли.
Создать ракету, летящую с какой угодно огромной скоростью — это не самое сложное. Но чем быстрее летит ракета, тем сложнее ею управлять, причем на гиперзвуковых скоростях все традиционные методы оказались бесполезны. А неуправляемая гиперзвуковая ракета в ряду вооружений стоит ближе к чугунной пушке, стреляющей ядрами, нежели к современному оружию.
При современных технологиях неуправляемая ракета, даже со сверхзвуковой скоростью, относительно легко уничтожается ПВО такой страны, как Россия. Рассказывать об этом — значит вторгаться в область государственных тайн, но любой грамотный инженер сразу назовет несколько способов.
В начале двухтысячных США были несомненными лидерами в области разработки гиперзвукового оружия. В 2010 году американцы провели первое испытание крылатой ракеты X-51 Waverider и управляемого боевого блока DARPA Falcon HTV-2. Годом позже испытывалась система Advanced Hypersonic Weapon. Однако испытания всех систем были неудачными, и, судя по имеющейся информации, с разгоном проблем на было, в вот с управлением ракетой на гиперзвуковой скорости вопрос так и не был решен. Работы затихли из-за того, что по мнению экспертов, американские разработчики просто уперлись в глухую стену, когда даже непонятно в каком направлении искать решение вопроса. Судя по доступной информации, фирма Raytheon собирается взять за основу уже испытанный комплекс Falcon HTV-2 и на его основе вести свои разработки.
Сегодня США занимают третье место в этой сфере после России и Китая, у которых есть уже образцы ракет, успешно прошедшие испытания. Но и это условно, так как у США нет пока никакого проекта и сроки возможного появления прототипов не известны. Нет информации, с какой из российских ракет следует сравнивать будущий американский образец. Не факт, что именно с «Авангардом». Все это лишний раз показывает, что американцы находятся лишь в самом начале пути, и путь этот едва ли будет коротким.