Найти тему
Издательство "Гангут"

Буксир против субмарины

В статье рассказывается о бое буксира «Galicia», воевавшего
на стороне мятежников генерала Б. Франко, с подводной лодкой республиканцев В-6, произошедшем во время гражданской войны
в Испании (1936–1939).
И хотя столкновения вооруженных гражданских судов с субмаринами
и до этого имели место, их детали при освещении боевых действий иностранных флотов в отечественной литературе, как правило, опускались. В предлагаемой вниманию читателей работе автор заполняет пробел по одному из таких эпизодов, а также кратко знакомит с историей «героя» публикации — буксира «Galicia».


По окончании Первой мировой войны испанский флот сумел пополниться рядом купленных по дешевке в связи с распродажей военного имущества великими странами кораблей и судов, в числе которых имелось
и несколько буксиров.
Первая и самая главная причина приобретения в
1921 году именно буксиров заключалась в необходимости уменьшить нагрузку на основные боевые корабли, действующие в блокадном дозоре у побережья Марокко, в чрезвычайно кровавую и продолжительную войну с которым ввязалась Испания. В связи с этим новые корабли сразу предполагалось использовать для патрульных целей. И лишь вторая причина покупки крылась в необходимости обеспечения в мирное время буксирными судами трех главных адмиралтейств и двух главных военно-морских баз (именно поэтому количество этих судов и равнялось пяти).
Для ускорения операции специальный Королевский декрет от
31 августа 1921 года разрешал приобретение «без педантичного аукциона или конкурса». Для этой цели в статье 1 срочного бюджета, предназначенного для операций в Марокко, выделялось два миллиона песет. Незамедлительно «Морская миссия в Европе» (Comisión de Marina en Europa) связалась в Лондоне с рядом заинтересованных лиц, сумевших
в довольно ограниченный срок предложить потенциальному покупателю все пять судов.

Поскольку первые четыре из них (будущие «Ferrolano», «Gaditano», «Cartagenero» и «Cίclope») имели английское происхождение, ряд авторов, не вдаваясь в детали, упоминают о пятом также как о буксире «английской постройки». Между тем, при покупке бывшего голландского буксира ZAR-1 лондонская фирма выступала лишь посредником, и он был приобретен испанской стороной по вполне сходной цене — за 9000 фунтов. Со стороны «Морской миссии в Европе» легитимность сделке придала подпись инженер-полковника К. Прейслера (Carlos Preysler),
а приемный акт на буксир подписали в Ферроле
18 февраля 1922 года.

Испанский буксир «Galicia» на рейде Картахены
Испанский буксир «Galicia» на рейде Картахены

ZAR-1 строился на роттердамской верфи «N.V. van der Kuy & van der Ree’s Machinefabrick Scheepswerf» и имел водоизмещение 350 т (вместимость 134 брт). Основные размерения корпуса, выполненного из стали, составляли: длина 30,65 м, ширина 6,40, осадка 3,35 м.
Главная энергетическая установка мощностью 550 л. с. могла сообщить судну скорость до 10 уз. По прибытии в Марокко все буксиры, в том числе и бывший ZAR-1, получили на вооружение по 57-мм скорострелке Норденфельта, снятые с окончившей кампанию и находящейся в стадии разоружения канонерской лодки «Marqués de Molins».
После укомплектования команда судна составляла 18 человек.
Особого внимания заслуживает история с выбором нового наименования. Поскольку, как уже говорилось все пять кораблей предназначались для портов трех главных адмиралтейств и двух военно-морских баз, было принято решение дать им имена по названию порта приписки.
Так появились наименования первых трех буксиров, переводящиеся как «Ферролец», «Кадисец» и «Картахенец». Первоначально для ZAR-1 было заготовлено имя «Mahonés»
(Маонес — маонец, житель Маона),
но поскольку это встретило непонимание
(вероятно, из-за неблагозвучия и созвучия со словом «майонез»), по прибытии в Испанию он первое время числился под временным обозначением R-5 (Remolcador № 5 — буксир
№ 5)
, закрепленным декретом 25 января 1922 года.
Лишь Королевский декрет 1 марта того же года официально закрепил
за бывшим голландским буксиром наименование «Galicia»
(«Галисия»),
в честь исторической области на северо-западе Испании.

Следующий декрет (от 16 марта 1922 г.) переводил его в «Третье положение», что соответствовало полностью укомплектованному кораблю, готовому к выполнению боевых задач.
Но пребывание «Galicia» на севере Африки оказалось недолгим. Портовые службы быстро разобрались, что буксир может принести больше пользы по своему прямому назначению в метрополии, нежели
как посредственная канонерка в Марокко. Именно поэтому уже
22 июля вышел декрет о его разоружении и переводе в распоряжение военно-морского полигона в Марине, расположенного как раз в Галисии.
А ровно полгода спустя
(22 января 1923 г.) «Galicia» вляпалась
в чрезвычайно неприятный инцидент. В этот день поступил приказ отбуксировать из Ферроля две баржи, использовавшиеся для хранения якорных мин. Но в ходе этой несложной операции суда попали в шторм,
и на траверзе Коркубиона
(Corcubión) лопнули буксировочные концы. Вообще сам факт бесконтрольного плавания в довольно оживленном месте барж с двумя сотнями якорных мин Виккерса на борту выглядит
из ряда вон выходящим. Но обстоятельства еще более усложнились, когда после повторного взятия на буксир выяснилось, что несколько мин смыло за борт! К счастью, ничего ужасного и непоправимого не произошло,
их все вскоре удалось выловить в различных точках побережья.

Генерала Б. Франко (фото из интернета)
Генерала Б. Франко (фото из интернета)

Из последующих событий до начала гражданской войны можно выделить лишь участие в больших маневрах флота в октябре 1929 года
и небольшую аварию в
декабре того же года, когда «Galicia» умудрилась потерять гребной винт, что потребовало ремонта на феррольском арсенале. Еще одно подобное происшествие произошло 23 апреля 1935 года, когда она отводила в сторону корму крейсера «Libertad». Для обеспечения маневра судну надлежало стать на якорь, но поскольку корма крейсера продолжала прежнее движение, якорь буксира с двумя метрами якорной цепи оборвался. В этот же день, когда «Libertad» упражнялся в артиллерийских стрельбах, один из концов (примерно
20 м)
оказался намотанным на винт «Galicia». В результате — вновь потеря пера руля и снова ремонт.
Еще одно немаловажное дополнение к истории этого периода. По декрету правительства от
6 сентября 1933 года за буксиром закреплялся тактический номер 232 и международный идентификатор EBFE.
Начало гражданской войны застало «Galicia» в Марине. Поскольку полигон попал в зону националистов, буксир незамедлительно ушел в Ферроль, где после вооружения 57-мм
(в носу), 47-мм (в корме) скорострельными орудиями и пулеметом он под командованием мичмана Ф. Санчеса-Баркастеги (Federico Sánchez-Barcáiztegui) присоединился к флотилии траулеров под командованием лейтенанта Ф. Осамис Родригеса (Félix Ozámiz Rodríguez).
Свое название флотилия получила потому, что она практически целиком состояла из вооруженных траулеров: «Tritonia»
(«Тритония» — флагман), «Denis» («Денис»), «Virgen del Carmen» («Вирген дель Кармен»), «Txit-Ona» («Тсит-Она»; вскоре заменен на «Ciriza» — «Сирисa»), «Juan Ignacio» («Хуан Игнасио»), «Santa Urbana» («Санта Урбана»), «Juan Mari» («Хуан Мари»), лишь буксиры «Galicia» и «Argos» несколько «разбавляли» такое «рыбное» большинство. Так что «Galicia» стала одним из первых судов, вооруженных националистами.

А вскоре вышла директива № 1, в соответствии с которой флотилия Осамиса практически в полном составе должна была выйти в море
12 августа. При этом «Galicia» вместе с «Tritonia», «Virgen del Carmen»
и «Juan Ignacio» отводилось место в блокадном дозоре перед Сан-Себастьяном. И уже
14 августа она произвела обстрел позиций противника у Кадаведо (Cadavedo). Справедливости ради следует отметить, что результаты обстрела оказались весьма посредственными, так что в последующем для подобных целей привлекали лишь крупные единицы флота либо «траулеры» с артиллерией калибра 76 мм и выше. Поскольку главный калибр «Galicia», как уже говорилось, составлял лишь 57 мм, она привлекалась лишь к блокадным операциям.
10 сентября националисты смогли, наконец, оборудовать передовую базу в Рибадео (Ribadeo) для базирования небольших судов, в результате из «Tritonia», «Virgen del Carmen», «Santa Urbana», «Ciriza», «Argos» и «Galicia» была сформирована флотилия Рибадео под командованием капитана
3 ранга Ф. Парга Рахе
(Francisco Parga Rage). Для более гибкого управления она подразделялась на две оперативные группы: первые три судна под командованием Осамиса, а остальные — лейтенанта М. Сейхо Лопеса (Manuel Seijo López). Главной задачей флотилии ставилась блокада Хихона. Впрочем, включение в нее «Galicia» имело чисто номинальный характер, поскольку еще 25 августа она вышла из Ферроля именно для создания блокадного дозора у Хихона. Примерно в это же время буксир получил тактический номер Р-41, теперь уже официально причисленный к классу патрульных судов — «Patrulleros».

Журнал "Гангут №68"/2012 г.
Журнал "Гангут №68"/2012 г.

7 сентября «патрульеросы» «Tritonia», «Ciriza», «Virgen del Carmen»
и «Galicia» отличились тем, что подавили батарею республиканцев в устье реки Налон
(Nalón), а немного спустя задержали пароход «Ulía» («Улия»; 4000 т, 2435 брт), направлявшийся с грузом фосфатов во Францию, который первые два судна отконвоировали в Ферроль.
12 и 13 сентября корабли флотилии обеспечивали эскорт линкору «España», бомбардировавшему неприятельские позиции у Хихона. При этом корабли эскорта частично также приняли участие в бомбардировке, а частично обеспечивали противолодочную оборону.

В этот период на север было переброшено несколько республиканских подводных лодок (С-2, С-3, С-4, С-5, С-6 и В-6) с задачей атаковать крупные корабли националистов, так что подобная предосторожность отнюдь не была лишена смысла. Кстати, у «Galicia» в числе первых появился опыт противолодочных действий, правда, неудачных: она безуспешно пыталась преследовать лодку С-5 капитана 3 ранга Х. Лара
(José Lara).

19 сентября 1936 года националисты решили провести очередную операцию по установке активных минных заграждений перед Бильбао
и Сантандером. Для этой цели, приняв на борт 40 мин, на рассвете
из Ферроля вышел эсминец «Velasco»
(командир — капитан 3 ранга
Ф. Нуньес Родригес — Francisco Núñez Rodríguez)
, а для защиты его
от подводных лодок в ходе постановки перед Бильбао выдвигались «Virgen del Carmen» и «Denis», а перед Сантандером — «Galicia» и «Ciriza». При этом ни один из
«патрульеросов», несмотря на авторитетные заверения ряда авторов, в этой операции мин не нес.
В 8 ч 30 мин в 25 милях к северо-востоку от мыса Бланко на «Velasco» обнаружили силуэт неизвестной подводной лодки...
Продолжение в журнале "Гангут №68".


© Н. В. Митюков
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут" №68/2012
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!