Найти тему
artoholic.кино

Рецензия на спектакль «Прыг-скок, обвалился потолок»

Оглавление
Ира Полярная / пресс-служба театра
Ира Полярная / пресс-служба театра

«Прыг-скок, обвалился потолок»

Театр Наций | Малая сцена

Режиссер: Марина Брусникина

Премьера: 17 января 2022

Первая премьера Театра Наций в 2022 году и по совместительству первая постановка по сценарию (так и не снятого кино) Геннадия Шпаликова – советского сценариста, режиссёра и поэта. Автора сценариев таких фильмов, как «Я шагаю по Москве», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»).

Марина Брусникина, режиссёр спектакля, признаётся, что «давно болеет этой историей», историей, произошедшей в 70-е года, конец оттепели, в обычной и вроде бы счастливой семье, не которую вдруг обрушивается беда. 

Отец семейства (Артём Быстров), имеющий привычку выпить, устраивает, скажем так, небольшой дебош с соседями. Жена (Дарья Калмыкова), застав дома гуляющую компанию во главе с мужем, требует все прекратить, в итоге вызывает милицию и на глазах у дочери (Александра Урсуляк) отца увозят в отделение. Дальше – суд, приговор и год реального заключения. И все, что нам остаётся, это наблюдать за тем, как семья в целом и каждый по отдельности будут пытаться решить эту проблему, за которой на самом деле кроется множество других.

Тут уже каждый зритель увидит что-то своё. Кто-то будет осуждать, кто-то сопереживать, кто-то испытает трепет и нежность, кто-то отторжение. И это нормально, ведь у каждого из нас свое понимание того, что такое любовь, какой должна быть семья, свои приоритеты и, в конце концов, свои переживания.

Лично для меня на первый план вышла линия непростых взаимоотношений между матерью и дочерью, которые одновременно очень сильно любят друг друга (ведь иначе никак), но не могут понять и потому до конца простить.

Кстати говоря, Александра Урсуляк, в роли 11-летней Ксении, кажется, ядро не только семьи, но и спектакля. Удивительно, как точно она попадает в образ маленькой, хрупкой, но сильной духом и своенравной девочки. Раз уже заговорили об актерской игре, хотелось быть отметить то, какой потрясающий дедушка получился у Рустама Ахмадеева.

Марина Брусникина не изменяет себе, и вновь артисты играют не только свои роли, но и роль рассказчика: сначала повествование идёт от лица матери, затем отца, а под конец эстафетная палочка переходит к дочери. 

Несмотря на всеобщее горе, удивительно, насколько спокойная и умиротворяющая атмосфера царит на протяжении всего спектакля. Благодаря софитам и камерам создаётся ощущение, как будто мы находимся на съёмочной площадке, куда то и дело выносят новый реквизит. Стоит отметить, что все сцены довольно плавно и органично вытекают друг из друга под старую добрую, но уже немного заезженную (как-то особенно много в последнее время ностальгии, или мне кажется) советскую музыку.

Для меня этот спектакль не о любви (хотя она там, безусловно, есть), а, скорее, о том, как сложно устроен человек и человеческие отношения. И о самом Геннадии Шпаликове, который через некоторое время после окончания работы над сценарием, покончил с собой, оставив жену и 11-летнюю дочку.

Наверное, вам показалось, что мне все понравилось, но это не совсем так. Все-таки в силу того, что я не жила в тот период, никогда не смогу прочувствовать до конца многие настроения и особенности советской эпохи. К тому же сегодня уже нет того спокойствия, мир стал более динамичным, резким, таким стало и наше восприятие, поэтому, честно признаюсь – на втором часу спектакля я сильно заскучала. Думаю, что старшему поколению постановка окажется ближе. 

Продолжительность: 2 часа без антракта 

Цена: до 2.500 руб.

Ближайшие показы: билеты проданы

Автор: Мария Антонян