Если ваш ребенок оказался в новой школе, поддержите его и помогите влиться в коллектив. Иногда освоиться тяжело: «притирка» может длиться от двух недель до трех месяцев.
Поговорите с ребенком о том, как он ведет себя в школе, с кем общается. Подскажите ему, какие роли у его одноклассников. Задайтесь вопросами, комфортно ли ребенку в его роли? Если нет, то как ее поменять, каким качествам стоит научиться?
Если вы будете знать об основных 10 ролях, то сможете подсказать детям правильные практики в общении и дать совет, как выстраивать отношения.
1. Лидер — одноклассник, который отличается ответственным поведением. Это дети, которые быстро организуют компанию, придумывают для каждого роль и занятие. Важно, что лидер — не тот, кто навязывает всем свое мнение, а тот кто хорошо чувствует чужие потребности. Он может создать в коллективе атмосферу спокойствия.
У него всегда есть группа поддержки. Но лидеру обязательно нужен чуткий взрослый, который его направляет. Если же учитель и родитель не способны обозначить для лидера границы, он может стать провокатором агрессии, конфликтов, стычек, группировок и соперничества.
2. Одиночка — человек, занимающий нейтральную позицию. Он не всегда одинок из-за того, что его не принимают в коллективе. Это может быть осознанным выбором. Ключевой фактор – его комфорт. В норме одиночка общается со всеми, но не строит сильных эмоциональных связей.
3. Эксперт — тот, к кому обращаются, если группе нужно что-то сделать или узнать. Он глубоко разбирается к теме и всегда на своей волне. Это удобная и выгодная роль, которой можно обучить практически любого ребенка. Вопрос в том, что его интересует: танцы, мифы Древней Греции или игра Among Us.
4. Переводчик или переговорщик — тот, кто скажет: “Петя на самом деле не хотел тебя обидеть”. Его ключевые черты — экстраверсия и подвешенный язык. Ему не нравятся конфликты, он посредник и может договориться с учителем или детьми из другой группы.
5. Шут — тот для кого невыносимы острые переживания. Способность шутить скрывает его чувство неловкости и снимает внутреннее напряжение. Шут зависим от того, одобряют ли окружающие его поведение.
Публика, привыкнув к выходкам шута, ждет от него именно такого поведения. Самое опасное, что изжить подобную репутацию практически невозможно.
6. Волшебник связывает группу с потусторонними силами и распространяет легенды. Он учит гадать на картах, общаться с духами. Волшебники находятся немного в стороне от основных групп, но на вечеринках могут быть в центре внимания, создавая дух секретности.
7. Протоколист все записывает, уточняет, помнит, знает. Это администратор или своеобразный бухгалтер. Его никто не трогает, с ним никто не ссорится. Такая роль, как и роль переговорщика, скорее идет от природы — педантичности трудно обучиться в школьном возрасте.
8. Козел отпущения — тот на ком отыгрываются. Если его нет — это прокол лидера. В большинстве случаев за его счет самоутверждаются остальные дети. Подростки еще не понимают, что возвышаться нужно, соревнуясь с собой, а не за счет унижения других.
В классе, где есть козел отпущения, не формируется здоровый коллектив: дети учатся тому, что есть «прокаженный», над которым нужно глумиться, а не протягивать ему руку помощи.
9. Звезда снимается в рекламе, ведет блог или просто богата. Это яркие и красивые дети. Они любят быть в центре внимания, любят, чтобы ими восхищались. На них хотят быть похожи, другим нельзя их дискредитировать. Такого ребенка важно учить не выпадать из группы, а следовать ей.
10. Оппозиционный лидер – тот, кто скажет про лидера “Он ведет вас не туда” и возьмет на себя ответственность за коллектив. Это разделение лидерства может ни к чему не привести, а может быть причиной для стычки в классе: когда дети делятся на две части и воюют. Это нормальная война, если она не перерастает в травлю.
Если вам интересна тема отношений в школьном коллективе, обратите внимание на мой вебинар «Школа без травли». Подписывайтесь на мой Дзен, чтобы следить за статьями о детской безопасности.