Найти тему
Кинопоиск

«Макбет харизматичен, но он, по сути, гангстер». Фрэнсис МакДорманд и Джоэл Коэн — о своем последнем фильме

Оглавление

14 января на Apple TV+ вышла «Трагедия Макбета» — исторический триллер Джоэла Коэна, снятый по пьесе Шекспира. Это первый сольный режиссерский проект Джоэла без участия брата Итана. Оскароносная Фрэнсис МакДорманд, супруга режиссера, сыграла роль леди Макбет и выступила сопродюсером проекта. Юлия Лоло встретилась с актрисой и режиссером и обсудила с ними Дензела Вашингтона в роли Макбета, съемки в локдаун и сложности работы с черно-белой картиной.

Об идее экранизации

Коэн: Этот фильм предложила мне снять Фрэнсис. Когда мы решили, что она сыграет леди Макбет, то начали длительный процесс репетиций с актерами, во время которых знакомили их с будущим фильмом. У нас была очень подробная презентация проекта: мы показывали, как будут выглядеть декорации, какой мир мы собираемся создать и как актерам предстоит населить его своими героями.

МакДорманд: Впервые я сыграла роль леди Макбет, когда мне было 14 лет. Не говорю, что я ее хорошо сыграла. (Смеется.) Хочу лишь сказать, что эта роль меня пленила. Я обдумывала ее все эти годы, и к 56 годам у меня сформировалось очень четкое понимание, как надо играть. Джоэл увидел нашу постановку в Сан-Франциско в театре Berkeley, мы начали с ним говорить о возможности экранизации почти 10 лет назад, и вот чем это закончилось.

   Дензел Вашингтон и Фрэнсис МакДорманд
Дензел Вашингтон и Фрэнсис МакДорманд

О возрасте Макбетов

Коэн: Макбеты в нашем фильме старше, чем их обычно представляют в мировой культуре. Мы с самого начала представляли, что они в браке уже много лет. Мы изменили лишь одну строчку и старались быть предельно аккуратными с текстом, стремились сохранить стихотворный текст оригинала, а не бежать от него.

МакДорманд: Когда я играла леди Макбет в театре, для меня было важно, что она находится в том возрасте, когда уже невозможно родить ребенка. Это было важным и в их отношениях с Макбетом, поскольку это обстоятельство медленно и безвозвратно разрушало их брак. Он, как мужчина, мог бы иметь наследника только с другой женщиной, но он остался именно с этой женщиной, несмотря на то что свой супружеский долг перед ним она не выполнила. Мы долго обсуждали это с Джоэлом и Дензелом и в итоге внесли одно небольшое, но очень важное смысловое изменение. Вместо реплики «Рожай лишь сыновей. С таким закалом должно создавать одних мужчин» наш Макбет произносит это в сослагательном наклонении: «С таким закалом должна была бы создавать одних мужчин» (в оригинале «Bring forth men-children only, for thy undaunted mettle should compose nothing but males» звучит как «should have composed nothing but males»). Мне нравится, что в начале Макбет говорит это, потому что жена его — очень сильная личность, и ему это нравится. Но потом он понимает, что этому не суждено произойти, и осознает, что только что сказал любимой женщине.

О Дензеле Вашингтоне

Коэн: Я встретился с Дензелом Вашингтоном примерно за год до начала съемок фильма и спросил, что он думает о том, чтобы сыграть Макбета. Он очень быстро согласился. В карьере Дензела было много шекспировских ролей, но Макбета ему так и не довелось сыграть. Мне кажется, он увидел возможность вернуться к Шекспиру и продумать такую актерскую работу, какой у него еще не было. Думаю, что он мгновенно понял двойственную природу персонажа. Макбет Шекспира очень харизматичен, особенно в начале, но ко всему прочему он, по сути, еще и гангстер, ведь он известен как великий воин. И, мне кажется, Дензелу прекрасно удается это сочетание.

   Кэтрин Хантер, Джоэл Коэн, Брюно Дельбоннель на съемках фильма «Трагедия Макбета»
Кэтрин Хантер, Джоэл Коэн, Брюно Дельбоннель на съемках фильма «Трагедия Макбета»

О ведьмах

Коэн: Ведьм у нас сыграла британская театральная актриса Кэтрин Хантер. Мы с Фрэнсис знакомы с нею почти 30 лет. Я впервые увидел Кэтрин в пьесе «Визит», где она играла 80-летнюю женщину. Помню, я сидел там и думал: где им удалось найти 80-летнюю женщину с таким невероятным актерским даром? Честно! А потом мы оба оказались на ужине с режиссером пьесы, и выяснилось, что Кэтрин не было еще и тридцати лет. Она обладает талантом потрясающей физической трансформации.

МакДорманд: Мы с самого начала знали, что Кэтрин привнесет магию в фильм, что и было самым сложным в пьесе. У Джоэла была роскошная возможность добавить магию с помощью кинематографических инструментов, но Кэтрин смогла сделать это театрально. В первой сцене, которая происходит на пляже, она превращается из чего-то, напоминающего скалу, в человекоподобное создание, и это один из самых магических моментов в фильме. Когда мы это снимали, все члены съемочной группы бросили все, чем были заняты, и не могли оторвать взгляда от мониторов. Они забыли про свои телефоны и напряженно наблюдали за представлением. А в конце этой сцены аплодировали Кэтрин стоя.

О визуальном решении фильма

Коэн: Все, что вы видите в фильме, было снято в павильоне среди выстроенных декораций, что очень отличается от того, как мы снимали другие фильмы. Подготовительный период у нас длился дольше, чем обычно. Нам предстояло оценить, как много декораций нужно построить, как долго мы будем снимать в павильоне. Мы ведь хотели достичь определенного масштаба. Затем встал вопрос, как все реализовать, уложившись в бюджет. К тому же хотелось снять черно-белый фильм, и съемочный процесс ч/б отличается от цветного кино. Мы посмотрели немые фильмы вроде «Восхода солнца» Фридриха Мурнау, фильмы из 1930-х и 1940-х, включая немецких экспрессионистов и японского режиссера Кобаяси. Его истории радикально отличаются от нашего фильма, поскольку сняты в психоделическом цвете, но он был настоящим мастером черно-белого кино, и все его фильмы, даже цветные, были сняты в павильоне. К тому же в японском кинематографе нас очень интересовал театральный подход. Это помогло понять, какие декорации нужны. Я очень признателен Кэтрин Хантер за то, что она в свое время познакомила меня с влиятельным британским театральным художником-постановщиком Эдвардом Гордоном Крэйгом. Он жил на стыке XIX и XX столетий и работал на многих пьесах Шекспира. Одна из его интересных идей — пьесы Шекспира далеки от реализма. Крэйг предлагал рассматривать их как сны. Эта идея была очень созвучна и мне, и оператору Бруно Дельбоннелю.

   Джоэл Коэн и Фрэнсис МакДорманд
Джоэл Коэн и Фрэнсис МакДорманд

О локдауне

Коэн: Нам пришлось сделать перерыв на четыре с половиной месяца. Съемки проходили в Лос-Анджелесе, и, вернувшись после этого перерыва, мы досняли все за три недели. В этой ситуации были свои минусы и плюсы. Обычно в середине съемок никто не делает перерыва на несколько месяцев, чтобы подумать, каким хотелось бы видеть финал фильма. И в этом смысле такая пауза оказалась настоящей роскошью. Но в какой-то момент у нас было чувство, что мы никогда не завершим этот фильм.

МакДорманд: Я вам подробно опишу, как это было. Помню, мы приехали на съемочную площадку примерно в шесть или семь часов утра. Мне нанесли грим и сделали прическу для сцены, в которой леди Макбет ходит во сне. Мы слышали о том, что происходит, но, как часто бывает на съемках, этот процесс настолько заменяет собой реальную жизнь, что иногда забываешь следить за событиями в мире. И вдруг мы начинаем понимать, что к понедельнику нам необходимо принять важное решение, потому что съемочной группе уже становится некомфортно каждый день возвращаться к своим семьям. А дело происходит в пятницу. Итак, в семь утра мы общаемся с нашим сопродюсером Бобом Графом, и он говорит, что нужно сделать заявление для съемочной группы и сказать, что к понедельнику мы решим, что делаем дальше. В результате мы понимаем, что вся группа сильно обеспокоена ситуацией, и спустя еще два часа окончательно осознаем, что нам предстоит остановить съемки. Это было очень тяжело для всех без исключения. Мы не знали, сможем ли вернуться обратно.

Автор: Юлия Лоло