Безоблачным утром в мае прошлого года пилот взлетел с международного аэропорта Ниагара-Фолс, направляясь в ограниченное военное воздушное пространство над озером Онтарио. Самолет со знаками различия ВВС США был переоборудованным чехословацким самолетом L-39 Albatros, купленным частным оборонным подрядчиком. Отсек перед кабиной пилота был заполнен датчиками и компьютерными процессорами, которые регистрировали характеристики самолета. В течение двух часов пилот летал вокруг озера против часовой стрелки. Инженеры на земле, работающие по контракту с Дарпа, исследовательским агентством Министерства обороны, выверяли каждый поворот, каждый тангаж и крен, пытаясь сделать нечто беспрецедентное: создать самолет, который сможет летать и участвовать в воздушном бою - собачьих боях - без участия пилота.
Эти учения стали первым шагом в рамках программы агентства Air Combat Evolution, известной как ace, одного из более чем шестисот проектов Министерства обороны, в рамках которых искусственный интеллект внедряется в боевые действия. В этом году Пентагон планирует потратить около миллиарда долларов на технологии, связанные с искусственным интеллектом. ВМФ строит беспилотные суда, которые могут находиться в море месяцами; армия разрабатывает парк роботизированных боевых машин. Искусственный интеллект разрабатывается для улучшения логистики снабжения, сбора разведданных и категории носимых технологий, датчиков и вспомогательных роботов, которые военные называют Интернетом вещей поля боя.
Алгоритмы уже хорошо справляются с управлением самолетами. Первая система автопилота, которая включала в себя подключение гироскопа к крыльям и хвосту самолета, появилась в 1914 году, примерно через десять лет после полета братьев Райт. А ряд современных военных технологий, таких как подводные миноискатели и бомбы с лазерным наведением, становятся автономными после того, как их запускает человек. Но лишь немногие аспекты военных действий так сложны, как воздушный бой. Пол Шифферле, вице-президент по летным исследованиям в компании Calspan, которая модифицирует L-39 для "Дарпа", сказал: "Бой с собаками - это, вероятно, самый динамичный профиль полета в авиации, и точка".
Истребитель, оснащенный искусственным интеллектом, в конечном итоге сможет выполнять более крутые виражи, рисковать и наносить более точные удары, чем пилоты-люди. Но цель программы ace - изменить роль пилота, а не устранить ее полностью. По замыслу Дарпа, А.И. будет управлять самолетом в партнерстве с пилотом, который будет оставаться "в обойме", контролируя действия А.И. и вмешиваясь, когда это необходимо. По мнению Управления стратегических технологий агентства, истребитель с автономными функциями позволит пилотам стать "боевыми менеджерами", управляя отрядами беспилотных самолетов "подобно футбольному тренеру, который выбирает членов команды, а затем расставляет их на поле для выполнения заданий".
Стейси Петтиджон, директор оборонной программы Центра новой американской безопасности, сказала мне, что программа Ace является частью более широких усилий по "декомпозиции наших сил" на более мелкие и менее дорогостоящие подразделения. Другими словами, меньше людей и больше расходных машин. darpa называет это "мозаичной войной". В случае воздушного боя, сказал Петтиджон, "эти гораздо меньшие автономные самолеты могут быть объединены неожиданным образом, чтобы ошеломить противника своей сложностью. Если какой-либо из них будет сбит, это уже не так важно".
В общей сложности L-39 поднимался над озером Онтарио двадцать раз, и каждый вылет давал инженерам и компьютерщикам информацию, необходимую для построения модели динамики его полета в различных условиях. Подобно самоуправляемым автомобилям, автономные самолеты используют датчики для выявления расхождений между внешним миром и информацией, закодированной в их картах. Но алгоритм ведения собачьего боя должен учитывать как окружающую среду, так и сам самолет. Самолет летит по-разному на разных высотах и под разными углами, в жаркие дни и в холодные, а также если на нем установлен дополнительный топливный бак или ракеты.
"Большую часть времени самолет летит прямо и ровно", - объяснил Фил Чу, инженер-электрик, научный консультант программы Ace. Но когда речь идет о догфайте, необходимо понять: "О.К., если я нахожусь на тридцатиградусном крене, поднимаясь на двадцать градусов, насколько сильно я должен потянуть стик, чтобы достичь сорокаградусного крена, поднимаясь на десять градусов?". И, поскольку полет трехмерен, скорость имеет еще большее значение. "Если самолет летит медленно, и вы двигаете стик в одну сторону, вы получаете определенное количество оборотов. Если он летит очень быстро, а вы двигаете стиком в ту же сторону, вы получите совсем другую реакцию".
В 2024 году, если программа ace пойдет по плану, четыре самолета L-39, оснащенные системой A.I., примут участие в реальном бою в небе над озером Онтарио. Для достижения этой цели компания darpa привлекла три десятка академических исследовательских центров и частных компаний, каждая из которых работает над одним из двух направлений.