Кино умерло. Эта фраза звучит слишком часто и повсеместно в последние годы. Однако к справедливости она имеет мало отношения. В 2010-х годах киноиндустрия переживала множество изменений и продолжала создавать шедевры. Давайте проанализируем, что из этого десятилетия войдет в историю кино.
Кино - для детей, сериалы - для взрослых
2010-е годы начались с обнаружения киноиндустрией существенного изменения зрительского поведения. Стремительно развивающиеся стриминговые сервисы и платные телеканалы переманили к себе взрослую аудиторию, предлагая дорогие и зрелищные сериалы, не ограничивающие себя возрастными рейтингами: "Подпольная империя" 2010 г., "Ходячие мертвецы" 2010 г., "Игра престолов" 2011 г., "Американская история ужасов" 2011 г., "Черное зеркало" 2011 г., "Карточный домик" 2013 г. и др.
Тогда как кинотеатральные залы заполонила даже не юношеская аудитория, а дети. Из 10 самых прибыльных фильмов 2010 года 5 - это мультфильмы "История игрушек: Большой побег", "Шрек навсегда", "Рапунцель", "Как приручить дракона" и "Гадкий Я".
К концу десятилетия стриминговые сервисы стали настолько влиятельными, что ввергли мировой кинопрокат в кризис - аудитория кинотеатральных зрителей стремительно уменьшалась. Единственное, что удерживало массового зрителя в кинозалах - это масштабные зрелищные приключенческие ленты, выпускаемые в рамках кинематографических вселенных.
Вселенные и ремейки
Изменение зрительской аудитории способствовало тому, что 2010-е годы стали периодом превращения студии Дисней в самого влиятельного игрока киноиндустрии. В 2010 г. Дисней выпустил фильм "Алиса в стране чудес". Он легко заработал 1 млрд. в прокате и возвестил эру интеллектуальной собственности в кино.
Студии стали перебирать имеющуюся картотеку своих старых проектов и скупать права на узнаваемых публикой героев комиксов и успешных кинофраншиз из прошлого. На экранах массово появлялись ремейки, ребуты и выстраивались сериальные киновселенные. "Мстители" 2012 г., "Лига справедливости" 2017 г., "Звездные войны: пробуждение силы" 2015 г., "Фантастические твари и где они обитают" 2016 г., "Хоббит" 2012 г. вместе с сольными проектами о героях из этих киномиров стали главным кинотеатральным развлечением публики 2010-х.
Если в 2010 г. в числе самых кассовых лент вошли два оригинальных проекта "Начало" и "Гадкий Я", то уже в 2011 г. абсолютно все лидеры из 10-ки кассовых проектов - это эксплуатация уже умеющих известность сюжетов и героев. 9 фильмов - это продолжения успешных кинолент и 1 - "Смурфики" - это перенос на большие экраны популярных персонажей из детских комиксов и сериалов. В последующие годы эта тенденция лишь укрепилась. Единственными оригинальными проектами вошедшими в топ-10 по сборам с 2012 по 2019 г. стали научно-фантастические "Гравитация" 2013 г. и "Интерстеллар" 2014 г.
Фантастика и новая реальность
Еще в начале 2000-х "Властелин колец" и "Гарри Поттер" провозгласили эпоху фэнтезийного эскапистского кино. В 2010-х фэнтези и фантастика стали главными жанрами кино. Истории о супергероях из вселенных комиксов Марвел и DC заполонили экраны.
Но теперь фантастические миры не уносят зрителей в новые неведомые миры, а расширяют представления о реальности в окружающем мире. Максимальное удешевление, распространение и доведение до совершенства компьютерных технологий в 2010-х годах окончательно стерло границы между сгенерированным на компьютере и реально запечатленным миром. Такие фильмы как "Жизнь Пи" 2012 г., "Гравитация" 2013 г., "Планета обезьян: Революция" 2014 г., "Король лев" 2019 г. всерьез поставили перед кинематографистами вопрос о том что вообще нужно считать кино.
Традиционные представления о фильмах как о чем-то, что создается с помощью кинокамеры пошатнулось. Технологии уже сделали ненужными дорогие натурные съемки, моделирование декораций и даже грим. Когда все можно делать на компьютере, то нужны ли будут для кино актеры? И по каким правилам будет возможно использовать образ актеров и их персонажей в кино? В 2013 г. на эту тему вышел фильм "Конгресс", а "Изгой-один. Звёздные войны: Истории" 2016 г. на примере Питера Кушинга дал старт использованию образов уже умерших актеров в новых фильмах.
Помимо этого кино активно осмысляло роль интернета и компьютерных технологий в жизни современного общества. Такие фильмы как "Социальная сеть" 2010 г., "Исходный код" 2011 г., "Пятая власть" 2013 г., "Она" 2013 г., "Из машины" 2015 г., "Сфера" 2017 г. анализировали актуальные возможности и то, как они изменят нашу жизнь в ближайшем будущем. Причем во всех них есть критика, но нет страха перед технологиями.
Бренды
Погрузившись в постмодернистское самолюбование, снимая ремейки и ребуты, эксплуатируя персонажей из старого кино, комиксов и литературы, киноиндустрия вдвойне высоко стала ценить людей с именем.
Если 1990-е были эпохой режиссерского кино, 2000-е были эпохой кинозвезд, то в 2010-х пришло время "брендов".В монетизируемые бренды стали превращаться не только кинохиты прошлого, герои комиксов и книг, но и сами люди.
Те режиссеры, которые сумели не просто прославиться, но выстроить личный бренд, получили широкую возможность снимать авторское кино, вразрез с интересами киностудий - Пол Томас Андерсон ("Мастер" 2013 г.), Уэс Андерсон ("Отель Гранд Будапешт" 2014 г.), Дарен Аронофски ("Черный лебедь" 2010 г., "мама!" 2017 г.), Ричард Линклейтер ("Отрочество" 2014 г.), Квентин Тарантино ("Джанго освобожденный" 2012 г.), Мартин Макдонах ("Три билборда на границе Эббинга, Миссури" 2017 г.), Кристофер Нолан ("Дюнкерк" 2017 г.), Эдгар Райт ("Малыш на драйве" 2017 г.), Джим Джармуш ("Патерсон" 2017 г.), Дэнни Вильнев ("Убийца" 2015 г.) и др.
Реалистичность
Парадоксальной особенностью кино 2010-х стало его тотальное увлечение фэнтезийными мирами вместе с максимальной требовательностью к реалистичности происходящего на экране. "Начало" 2010 г. и "Интерстеллар" 2014 г. от Кристофера Нолана задали новый вектор развития научной фантастики. Эти картины отличались научной обоснованностью, большей реалистичностью, сочетанием интеллектуальности и психологизма с развлекательностью. Приключенческие ленты, основанные на старых сценарных шаблонах переслати пользоваться успехом - "Робин Гуд" 2010 г., "Принц Персии" 2010 г., "Повелитель стихий" 2010 г., "Джон Картер" 2012 г., "Одинокий рейнджер" 2013 г., "Бегущий в лабиринте" 2013 г. стали разочарованием для создавших их киностудий.
Истории, где бравого всемогущего героя заменили сложные диалектичные персонажи, неидеальные и совершающие ошибки, получили огромную популярность: "Остров проклятых" 2010 г., "Война миров Z" 2013 г., "Грань будущего" 2013 г., "Безумный Макс: Дорога ярости" 2015 г., "Марсианин" 2015 г. и др.
Мир, в котором существуют герои может быть максимально нереалистичным и условным, но зрители перестали прощать им нереалистичное поведение, чувства и эмоции. А остросоциальные и личностные проблемы стали частью приключенческих фильмов.
Такие знаковые фильмы десятилетия как "Джокер" 2019 г., "Выживший" 2015 г., "Лок" 2013 г., "Голос монстра" 2017 г., "Манчестер у моря" 2016 г., "Все еще Элис" 2014 г., "1+1" 2012 г., "Стыд" 2011 г., "Что-то не так с Кевином" 2011 г. представляют собой анализ мыслей и чувств, которые герои переживают в реалистичных условиях и ситуациях неудач.
Постмодерн
Хотя постмодернизм укоренился в искусстве еще во второй половине XX века, именно в 2010-х годах он достиг своего апогея. Смешение жанров, самоирония, нелинейность, синкретичность, максимальная образность, обилие отсылок и цитирований стали основой самых популярных проектов десятилетия.
Особенно ярко это проявилось в жанровом кино. Комедии превратились в насмешку над стереотипами и клише: "Одноклассники" 2010 г., "Убойные каникулы" 2010 г., "Реальные упыри" 2014 г., "Муви 43" 2013 г., "Мы - Миллеры" 2013 г., "Копы в юбках" 2013 г., "Хижина в лесу" 2012 г., "Пипец" 2010 г.
Хорроры, триллеры, боевики и мелодрамы пережевывают старые истории, но восхищают зрителей благодаря умению создавать яркие образы, своей атмосферностью и эстетизмом: "Солнцестояние" 2019 г., "Реинкарнация" 2018 г., "Маяк" 2019 г., "Тихое место" 2018 г., "Джон Уик" 2014 г., "Ла-ла-ленд" 2016 г., "Великий Гэтсби" 2013 г., "Звезда родилась" 2018 г. и др.
Экшены и фантастика непременно устраивают юмористические иронические паузы по ходу повествования. А вселенная Марвел доказала, что смешение героев из разных произведений может быть более чем успешным.
Подробнее о постмодерне читайте тут:
О роли женщин, меньшинств и азиатского кино в 2010-х читайте в одной из следующих статей на канале.