По итогам 2021 года самым продаваемым брендом у нас в стране стала Лада, обойдя ближайшего корейского конкурента Киа с полуторакратным перевесом. Если взглянуть на топ самых продаваемых авто по моделям у нас в стране, то первые два места прочно будут занимать Лада Гранта и Лада Веста, обставив Киа Рио по продажам примерно на 30% каждая.
Получается, что россияне покупают продукцию отечественного автопрома лучше, чем иномарки. Понятно, что основной фактор — это цена. При прочих равных мало кто предпочтет Весту Рио, но если принять во внимание тот факт, что стоит она в среднем тысяч на двести дешевле, то покупателей найдется немало. А чем кроме цены цепляют отечественные автомобили? Неужели все покупают Ладу только из-за более-менее доступного ценника?
Зачастую отечественный производитель предлагает что-то такое, чего нет в модельном ряду иностранных производителей. Допустим, нужен честный неприхотливый внедорожник для эксплуатации на селе. У нас и УАЗ Хантер продается за миллион с небольшим, а новая Нива даже меньше миллиона будет стоить. Что можно купить за эти деньги из иномарок? Хотя нет, даже не так: какая из иномарок за любые деньги сравнится по проходимости с отечественными внедорожниками?
При неограниченном бюджете можно найти альтернативу в лице Прадо для Патриота или Джимни для Нивы, но и стоить такая замены будет примерно в четыре раза дороже. Позволить себе автомобиль за 4 миллиона рублей большинство людей в провинции у нас не может, да и не нужно оно: таскать прицеп по грунтовкам Нива будет не хуже Джимника. Так что в плане утилитарного использования внедорожников на российском бездорожье наши машины оказываются выгоднее иномарок.
Во-вторых, даже если житель российской глубинки раскошелится на японский внедорожник, потом его нужно будет как-то обслуживать. Умение ремонтировать Ниву в гараже передается от отца к сыну. Эти знания остаются актуальными спустя года и десятилетия во многом благодаря тому, что сама Нива за это время практически не меняется. Во всяком случае в плане ремонтопригодности наши автомобили сейчас одни из самых удобных, а вдалеке от больших городов это очень важное преимущество.
Даже если не брать во внимание порядком устаревшие Нивы и Хантеры, обычные Гранты и Весты намного лучше подходят для российских условий, чем те же Рапиды и Поло. Не московских или питерских, а именно российских условий эксплуатации в глубинке, где на всю область есть только один официальный дилер Лады. Гранту так вообще можно считать прямой наследницей хорошо знакомой гаражным мастерам серии Приор и Калин. Веста хоть и ушла немного вперед, но все равно по сложности обслуживания находится примерно на уровне Логана, от которого часть узлов и позаимствовала.
Почему в любой стране мира самыми популярными являются либо отечественные марки авто, либо те, сборка которых локализована в стране? Потому что условия во всех странах разные, и сделать автомобиль, отвечающий всем условиям, может только инженер, живущий в этой стране. Почему не продаются у нас великолепные французские автомобили, которые стоят в топах продаж в Европе? Да потому что они сделаны для условий этой самой Европы, которые в значительной степени отличаются от российских!
Это я к тому, что бюджетные российские автомобили очень даже неплохо удовлетворяют требования рынка, который хочет именно простых и ремонтопригодных авто. И в этом зачастую они превосходят даже более дорогие и комфортные иномарки.
Что думаете по поводу нашего автопрома? Пациент жив?