В середине 80-х разнообразный вертолетный парк США генералы, готовящиеся к войне с СССР, делили на два типа: 1. Этим конец в любом случае 2. Апач, которому тоже конец, когда (не если, а когда) вертушки целеуказания ОН-58 и ОН-6 собьют, и он должен будет сам искать цели (что, тоже вспомнили тех, кто поливал грязью Ка-50 за зависимость от целеуказания?). И потому в США выкатили мегаамбициозный конкурс LHX (Light Helicopter Experimental): "Сделайте ОЧЕНЬ МАЛОЗАМЕТНЫЙ вертолет со скоростью 500 км/ч, максимальной взлетной массой не более 3800 кг и чтоб он был в двух вариантах (1. многоцелевой на 6 десантников 2. одноместный разведовательно-ударный универсал) и тогда мы купим у вас 5000 таких."
Постепенно требования снижались: на скорость забили, многоцелевую версию убрали, а ударник разрешили сделать двухместным. В апреле 1991 Боингу и Сикорскому дали денег на постройку прототипа и присвоили ему название "Команч". СССР еще был, и о урезании финансирования оборонки говорили не так открыто.
Колоссальные исследовательские работы принесли плоды - ЭПР в 600 раз меньше, чем у Апача, тепловое излучение меньше в 4 раза, а еще Команч намного тише. Ненагруженная композитная обшивка не мешает вертолету лететь с парой дырок. Летчика посадили на переднее место (обычно он сзади) - это улучшило обзор для полета на сверхмалой высоте навстречу Шилке. Убрали вооружение в отсеки, но оставили возможность пристегнуть крылья. Навалили разнообразной крутой электроники (на 70% унифицированной с F-22A) и нашлемных дисплеев - итоговая версия вертолета была куда более разведывательной, чем ударной. Эдакий Ка-52 для Апача...
А меж тем время шло, расходы росли, а заинтересованность заказчика постоянно падала. От планов закупки 650 машин в 2002 пришли к закрытию программы в 2004 - куда более дешевые беспилотники вполне годились для разведки, а для "прилететь и уничтожить" все еще есть Апач. Ну ценник выходил уж больно конский.
Автор - Трифон Дубогрызов