Найти тему
Записки Священника

Откуда берётся мудрость? Зачем нам даны притчи?

Итак, сегодня начнём разбирать текст книги притчей царя Соломона.

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.  Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. (Притч. 1,1-7). 

Царь Соломон
Царь Соломон

Вот перед нами первые слова этой мудрой книги, которые всегда читают в начале Великого поста. Давайте с вами подумаем, как эти слова могут объяснить задачу притч? Причти даны нам, чтоб мы познали мудрость и наставления заложенные в них. А чем же различаются эти два похожих по смыслу слова? Наставления- это способ получения мудрости. Нужно знать способы, с помощью которых можно получать мудрость, откуда она берётся и где ее корни. Именно по этому принципу Соломон писал свою книгу. 

Вся мудрость берётся от Бога. Многие, которые пытаются и хотят достигнуть высокого ума, говорят, что надо читать много книг, заниматься интеллектуальными трудами, размышлять, а некоторые ещё советуют принимать разные стимуляторы для мозга. Они постоянно утверждают, что все надо систематизировать и так можно достичь мудрости. Но царь Соломон опроверг это. Все это хорошо, но то будет не премудрость Божия, а земная мудрость, которая Апостолом Иаковом называется душевной, плотской и бесовской, так как она не дает совершенства.

Существует такая поговорка: «Человеку свойственно заблуждаться». А теперь давайте представим если встретится три таких заблуждающихся человека, уничтожат ли они заблуждение друг друга? Я думаю что нет. В чем-то конечно они смогут переубедить друг друга, но а в чем-то, наоборот, их заблуждения усилятся в стократ. Каждый будет думать, что если другие имеют такое мнение, стало быть, я прав. А тут ещё и бесы присоединятся, и усилят самомнение. На человеческую ошибку сразу же наложится подсказка сатаны. Произнося эту поговорку надо помнить, что человеку свойственно заблуждаться в падшем его состояние. До грехопадения Адам не заблуждался, он знал волю Божию, он был мудрым. Отец заблуждения дьявол, именно ему оно обязано своим происхождением. По словам святителя Иоанна Златоуста, дьявол короновал человека чёрным венцом глупости. Поэтому глупость есть греховное состояние, прямой результат греха. 

И вот здесь как раз таки возникает вопрос: возможно ли соединить свой разум с Божественным? Может ли каким-то образом человеческий разум быть связан с Божиим разумом? Да, это возможно. Человек был сотворён по образу и подобию Божию, а раз так, то можно сказать, что ум человеческий подходит к Божественному, как ключ к замку. Наш разум является ключом, на нём очень много загрязнений, да к тому же он ещё и погнутый. Грязь – это наши прегрешения, а погнутости произошли от ложной веры. Из этого мы можем сделать вывод, что когда говорят, наш разум не может не ошибаться, то это глупость. Сначала необходимо очистить свой разум, выпрямить его, чтобы мыслил по Богу, а затем можно его и к Богу присоединить. 

В этом-то и состоит задача притчей: научить нас премудрости, научить принимать наставления. Уметь слушать наставления – это тоже искусство. Если человек этого не умеет или не научится, значит, он заблудился, сбился с правильного пути. Потому и говорится, что надо научиться наставлению и понять изречение разума.

В жизни Иоанна Златоуста есть такой пример: одна женщина крикнула ему, во время проповеди: «О Иоанн, у тебя золотые уста, ты так красиво говоришь, но мы тебя не понимаем». Она не владел искусством понимать изречения разума.

К этому приучает светская наука и культура. Светское образование в какой-то степени учит мыслить, поэтому отцы церкви не сторонились его, хотя и не считали, что оно способно привести к познанию разума. Образование приучает к некоторой культуре правильного мышления, учит стройно и логично мыслить, но не приводит к Богу. Когда человек по собственной воле обращается к Господу, то Богу не приходится переучивать его. Он лишь дает человеку умение слушать Себя.

Однажды в разговоре с одним свидетелем Иеговым, он спросил у меня: «Где в Библии сказано, что Иисус Христос истинный Сын Божий? «Я ему ответил: «Ведь написано же: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин. 1,18). А тот отвечает: «Раз единородный , значит Он сотворенный». Значит человек не понял сути этих слов.  Слово «родить» воспринимается им как «творить». А значит, его разум извращен. Разве своих детей мы собираем как вещь, по запчастям? Ответьте каждый себе на этот вопрос. Или все таки мы их рождаем от своей природы?

Паскаль хорошо сказал, если бы таблица умножения затрагивала чьи-то страсти ее бы отвергли с величайшим призрением. Мы отвергаем то, чего не понимаем и боимся.