Сегодня, 20 января в Тверском музее имени Лизы Чайкиной начинает свою работу выставка праздничного крестьянского костюма народного мастера России, а также лауреата премии Правительства РФ «Душа России» Надежды Бариновой.
К слову, обладателей такой престижной награды в регионе всего двое. Первой ее получила Надежда Новожилова, заслуженный художник РФ и одна из известнейших в стране мастериц традиционной тверской вышивки. Второй лауреат – Надежда Баринова.
Зритель, случайно забежавший на выставку, даже вообразить себе не может, насколько терпеливым может быть мастер, идя к своей цели. Мы видим уже готовый объект для восхищения - реплику тверского праздничного крестьянского костюма конца XIX – начала XX века.
Этот костюм относится к так называемому северному типу, который предусматривает многослойность и обязательное наличие сарафана. Кроме него в облачении присутствовали длинная рубаха, пояс, фартук и головной убор.
Краски костюмов приглушенные, не изобилуют сочностью и большим разнообразием палитры. Выбор диктовался тем, что было в наличии. А доступны были пестрядинные ткани с рисунком в клетку или полоску, которые, зачастую, имели коричнево-красноватый окрас. В ходу были также черный и синий цвета. Хорошо пользовались спросом ткани с набойкой.
Костюмы изобиловали вышивкой тонкой работы. В большинстве случаев это были растительные или фигурные орнаменты красного цвета. На изломе столетий, между XIX и XX веками, в моду вошли мыльные узоры, те, что печатались на этикетках мыла. Их мастерицы полюбили за простоту изготовления.
Каждый узор несет свой смысл. Вся вышивка распределялась на костюме, в местах соприкосновения тела с внешним миром: на запястьях, по краю подола, на воротнике. Наши предки полагали, что внешний мир враждебен человеку, поэтому тело нужно тщательно защищать и декорировали костюмы узорами.
По рисункам вышивки в старину можно было определить, откуда именно прибыла их обладательница. На выставке, к примеру, есть уголок смоленско-тверского пограничья. Здесь костюмы заметно отличаются от тех, что носили женщины в Рамешковском или Торжокском районе.
Взгляд на один только головной убор давал понять замужем девица или нет. Если на нем много золота – девица замужем. Если убор попроще – пока свободна. Если вышивка на этом элементе гардероба выполнена из шерсти – перед вами женщина преклонного возраста.
В среднем, на изготовление одного костюма у мастерицы Бариновой уходит до полугода. Бывает, что процесс сильно затягивается. Происходит это в том случае, когда свидетельств, как именно костюм выглядел в старину не осталось.
- Тверская губерния является транзитной и здесь городской костюм утвердился раньше, чем коллекционеров посетила мысль собирать элементы праздничного гардероба крестьян, - рассказывает Надежда Евгеньевна. – Приходится на основе своих знаний, опыта, включая в работу различные исторические источники, додумывать, как мог бы выглядеть конкретный костюм. Так было с нарядом из Торжокского района, буквально по крупицам пришлось его собирать, и на основе известной информации представлять, как могли выглядеть недостающие элементы.
Баринова любит разгадывать ребусы, связанные с вопросами возобновления и передачи новым поколениям утерянных технологий шитья. Над одним из них она билась долгое время. Ее заинтересовала косая стежка, которая никак не давалась мастерице. Перелопатила огромное количество литературы, часам потерян счет в попытках повторить узор. Все впустую.
Разгадка головоломки пришла неожиданно, с другой части страны. Марийская вышивальщица из Йошкар-Олы Лидия Веткина разрешила вопрос. Оказалось, вышивка пойдет, как по маслу только тогда, когда ее выполнять с изнанки. Именно в этом и был весь секрет технологии.
На выставке представлено и ведновское строчевое шитье. Глядя на триптих, состоящий их дерева и двух птиц, еще раз утверждаешься в мысли, насколько наши мастерицы терпеливы и как они беззаветно любят свое дело.
Для панно сначала необходимо подготовить основу, которая должна состоять из сетки ровно выверенных квадратов. Затем можно приступить к вышивке узора, красота которого определяется разреженностью узора, применением различных техник его заполнения.
Отдельная гордость выставки – коллекция поясов из районов области, которые отличаются узорами, но и выполняются на различных инструментах. Во всем многообразии аксессуаров специалист разберет, из какого именно района прибыл поясок, но не сможет ответить на простой вопрос, кому принадлежал элемент гардероба – мужчине или женщине. Свидетельств не осталось.
В Тверской губернии богатыми на пояса были Весьегонский и Торопецкий районы. Интересным специалистам может показаться неброский двуцветный осташковский пояс. На узкой полоске ткани скромный узор, но технология его изготовления невероятно сложна.
Заметно выделяются пояса из Торопца. Их мастера называют «словки». Они в себе заключали целые письмена, к тем, кому адресовались. Так на одном из поясов едва ли не письмо пушкинской Татьяны к Онегину выткано. Текст следующий: «Если любишь - не стыдись и любовь открой, а не любишь – откажись, мое сердце успокой. Люблю я тебя, как ангел Бога».
Получил такой поясок и призадумался, куда бежать: то ли от нее, то ли к ней. Серьезный посыл в пояске зашит. В Весьегонске барышни попроще были. На аксессуарах выводили «кого люблю, тому дарю». Вроде и ни к чему не обязывает, и душу греет.
Баринова полагает, что узоры из прошлых столетий и сегодня могут быть в тренде. В одной из витрин представлены различные дамские аксессуары, которые могли бы приглянуться и современным модницам. И действительно, в оформлении применены узоры из весьегонских поясов, которые изысканно смотрятся и сегодня.
Выставочную экспозицию дополняет коллекция кукол в костюмах смоленско-тверского пограничья, в которой более дюжины персонажей в традиционных нарядах Нелидовского, Жарковского и Бельского районов. Реалистичные миниатюры воссоздают процессы ткачества, вышивки, кружевоплетения, войлоковаляния и гончарства.
Выставка Надежды Бариновой будет работать до середины марта. В этот период в музейно-выставочном центре пройдут мастер-классы, лекции, экскурсии и другие занимательные мероприятия, рассказывающие о старинных тверских нарядах, технологиях их изготовления.
В возможности поделиться своими знаниями и заразить (термин Бариновой) любовью к народным традициям и культуре своей страны как можно больше современников, полагает Надежда Евгеньевна, и кроется один из элементов успеха года культурного наследия России. Не доверять маленькой женщине с лучистыми глазами у нас нет оснований. На таких стоит земля русская.
Возрастное ограничение: 0+