Здравствуйте дорогие друзья! Продолжаю публиковать отрывки из повести «Наполеон тайги».
Питание на прииске было неважным, поэтому старатели болели цингой. После каторжного труда многие старатели «расслаблялись»: пили спирт. Приказчик прииска не разрешал рабочим много пить, выдавал в маленьких дозах, чтобы промывной станок не простаивал. По закону на каждого старателя в год приходилось по одному ведру спирта.
Администрация прииска боролась со спиртоносами, чтобы деньги старателей не утекали в карманы торговцев. Злейший враг спиртоносов – казачьи объезды. Торговцы алкоголем хорошо вооружены, поэтому встреча с казаками сулит им опасную схватку. Если же число казаков больше, то спиртоносам приходилось распрощаться с товаром, деньгами, а то и хуже. Спиртоносы прибегали к разным хитростям, особенно зимой, когда лежат большие снега. К примеру, везут бочки с солониной или выпечкой, а внутрь наливают спирт.
Григорий проснулся рано, еще только солнце выкатилось из-за гор. Переночевал у Назара. Служивые храпели с полатей, приказчик куда-то исчез. Сегодня решил, что надо посидеть в засаде, спиртоносы ходили несколькими группами.
После обеда Григорий и полицейские двинулись в путь.
— С севера, запада и востока прииск окружают сопки и скалы. Спиртоносы могут прийти только оттуда: с юга, – Григорий показал пальцем. – Они обойдут небольшой холм, а там и речку. Мы засядем на вершине того взгорья и там подождем их. Василий сказал, что там густой лес, в основном кустарники.
Они перешли реку. Далее шел подъем на сопку, заросшую соснами, лиственницами и кустами шиповника. Их охватывал зеленый океан тайги, вверху, как озерная гладь, голубое небо, ни облачка.
Если нарядиться в одежду под цвет травы, никто не увидит, лишь только коричневые стволы лиственниц и сосен выдадут.
Чтобы не пропустить спиртоносов, они рассредоточились через три метра друг от друга. Григорий встал крайним на левом фланге. Доносилось кваканье лягушек, оно и понятно: там болото. В трясину спиртоносы не пойдут.
Он выбрал могучую сосну. Та росла на вершине сопки, часть леса видно, как золотой песок на лотке. Григорий скрылся за ее стволом от врага. Они ждали знака. Уговорились, если кто первый увидит спиртоносов, тот засвистит.
Четыре часа прождали в засаде, и даже мышка не проскочила.
На этой сопке он решил поставить дворец со стеклянными витринами, фабрику и церковь. Не мешало бы и прачечную срубить, не все ведь портки в Париж отправлять. Тогда Иваницкий обзавидуется!
В полдень Григория разморило. Жара. Прилег, так в сон потянуло. Придут ворье или нет, может они до позднего вечера зря просидят. Благо, что харчей с собой взяли. Только закрыл глаза и вдруг… ветка хрустнула.
Не стал вставать, вдруг его увидят. Перевернулся на живот. Из-за вековой лиственницы появился мужик, тащивший два мешка. На первый взгляд тунгус, по одежке на Талтугу похож. Из-за плеча выглядывал облезший приклад винтовки морковного цвета. Явно – спиртонос. Расстояние до него примерно пятьдесят локтей. Главное, остальных бы не спугнули. Или один шел?
Спиртоносы ходили по парам или небольшой группой, чаще всего в одиночку.
Григорий постарался изобразить свист иволги, да вышло что-то похожее на крик охрипшего зяблика. Служивые, наверное, поняли, если не уснули.
(фрагмент из книги "Наполеон тайги")
Продолжить читать бесплатно повесть "Наполеон тайги"
Использовано фото автора Maria Orlova
Использовано фото автора Rudolf Jakkel
Чтобы не пропустить следующую публикацию, подпишитесь.
Читайте также:
#Литература
#История
#реализм
#золотая лихорадка
#Сибирь