Низкие температуры эксплуатации автомобиля оказывают дополнительную нагрузку на целый ряд его конструктивных узлов. Двигатель и трансмиссия подвергаются повышенному износу, особенно в первые минуты работы после длительной стоянки на морозе. Вязкость смазочных материалов повышается, поэтому до выхода на рабочую температуру их характеристики далеки от оптимальных. Касается это не только моторных масел, но и трансмиссионных жидкостей.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Вязкость масел для коробок передач также классифицируется по общепринятому стандарту SAE, но сравнивать их с моторными не совсем корректно. Например, наиболее популярные стандарты смазочных материалов для двигателей: 5W-30, 5W-40 и 10W-40. Для трансмиссионных жидкостей предусмотрена отдельная классификация, поэтому значения достигают 80W-85, 75W-90 и т.п. При этом, моторное масло 5W-40 по своей вязкости не сильно отличается от условного 75W-90.
В автомобилях с автоматическими коробками передач трансмиссионная жидкость не только обеспечивает смазывание механизмов, но и отвечает за передачу крутящего момента. Именно поэтому при низких температурах многие водители отмечают некорректную работу АКПП (пинки, "задумчивость" и т.п.). По мере прогрева эти проблемы сходят на нет при условии исправности узлов трансмиссии.
Основная задача масла в механических коробках передач – смазывание механизмов. Жидкость также отводит тепло от пар трения и охлаждает их, разбрызгиваясь по корпусу и оседая вниз. Так или иначе, у трансмиссионных масел, как и моторных, есть температурные ограничения, ниже которых эксплуатировать автомобиль настоятельно не рекомендуется.
Ключевой "зимний" параметр масел для коробки передач – температура замерзания. Каждый производитель указывает её значение в документации на официальном сайте, но также можно использовать результаты независимых анализов, доступные в Интернете.
Посмотрим на анализ популярной ATF-жидкости для автоматических коробок переключения передач. Наибольший интерес для нас представляет параметр "Температуры потери текучести":
В данном случае его значение составляет -47,5°, то есть при таких условиях смазочный материал превратится в лёд. Показатель средний, на практике встречаются трансмиссионные жидкости как с более высокой температурой застывания, так и с значительно более низкой.
Теперь давайте посмотрим на аналогичный параметр для масла МКПП от того же производителя. Здесь результат ещё интереснее:
Температура полной потери текучести составляет всего -35°С. Во многих регионах России зимой термометр опускается значительно ниже этой отметки. Конечно, водители пробуют "разворошить" жидкость селектором КПП, но, в конечно итоге, такие действия могут стать причиной выхода всего узла из строя.
При выборе трансмиссионной жидкости учитывайте не только допуски производителя, но и климатические условия эксплуатации. Для ATF-жидкостей (масел АКПП) эксперты рекомендуют прибавлять 10°С к температуре потере текучести, чтобы точно избежать серьёзных проблем. Например, если материал по результатам анализа замерзает при -45°С, безопасно эксплуатировать автомобиль можно при -35°С и выше. Для МКПП есть аналогичная рекомендация, но прибавлять можно только 5°С. Соответственно, масло из представленного выше анализа допустимо использовать при -30°С и выше.