Найти тему
Navygaming Channel

Четверть века в Императорском флоте / Боевая служба эсминца "Минекадзе"

У нас на канале уже была статья, посвященная истории появления в японском флоте в 20-е годы ХХ века эсминцев типа "Минекадзе". Мы решили немного конкретизировать историю этого корабля (из архива Navygaming)

«Минекадзе» стал первым японским эсминцем, проект которого был полностью разработан в Японии. Корпус имел смешанный набор с усиленными продольными связями, двойным дном и коротким полубаком. Он делился водонепроницаемыми переборками на большое число отсеков. Междудонное пространство частично использовалось в качестве топливных танков и масляных цистерн. Эсминец имел два паротурбинных агрегата с зубчатой передачей, размещенных в одном МО, разделенном водонепроницаемой продольной переборкой. Не смотря на требования к проекту, эсминцы типа «Минекадзе» обладали недостаточной дальностью плавания, вызванной низкой экономичностью паротурбинных агрегатов и неудачной конструкцией котлов.

Эскадренный миноносец "Минекадзе"
Эскадренный миноносец "Минекадзе"
Для справки: водоизмещение: стандартное 1366 т, полное 1676 т; размеры: длина 99,53 м; ширина 9,04 м (max)/ 8,92 м (по ватерлинии); осадка 2,9 м. Энергетика: две турбины «Парсонс» с одной ступенью для экономической скорости и максимальной мощностью 38500 л.с.; 4 котла «Кампон»; скорость 39 узлов; запас топлива 400 т; дальность 3600 миль (при ходе в 14 узлов) или 900 миль (при ходе в 34 узла); вооружение: 4х120-мм, 2х7,7-мм, 6 ТА 533-мм(3х2), 20 мин; экипаж: 148 человек.

Влияние германского опыта сказалось в размещении носового торпедного аппарата между полубаком и носовой надстройкой, что позволяло производить стрельбу торпедами на носовых курсовых углах. Однако в штормовых условиях или на больших ходах он заливался водой и не мог быть использован. Неудачным оказалось и расположение 120-мм орудий. Из них только два (носовое и кормовое) имели хорошие сектора обстрела, а для двух других (особенно №2) они были ограничены дымовыми трубами и надстройками. На трех кораблях, строившихся по бюджету на 1920/1921 годы, (эсминцы «Намикадзе», «Нокадзе» и «Нумакадзё») 120-мм орудие №3 перенесли на кормовую надстройку и несколько перепроектировали систему подачи боезапаса. Так как погреба для его хранения остались на прежнем месте, скорострельность кормовых орудий снизилась.

Эсминец "Нокадзе"
Эсминец "Нокадзе"

В тоже время, эксперты отмечали, что несмотря на ряд недостатков, данные корабли вполне отвечали требованиям, предъявляемым к «стандартным» эсминцам (по оценкам того времени). По сравнению с английским типом W и американскими «гладкопалубниками», при равном количестве торпед в бортовом залпе, они имели большую скорость хода и более мощное артиллерийское вооружение. Что же касается тяжелых кораблей, то эсминцы типа «Минекадзе» до окончания действия Вашингтонских ограничений представляли для них большую угрозу. Действительно, 533-мм торпеды типа 6 могли пройти со скоростью 32 узла 10000 м. На такой дистанции линкорам для выполнения маневра уклонения оставалось не больше 10 минут - слишком мало, принимая во внимание их скорость хода и маневренность. Известное исключение составляли английские линейные крейсера и линкоры «Нльсон» и «Родней». Последние имели на вооружении 12 152-мм противоминных орудий, которые могли вести эффективный огонь на дистанциях порядка 20000 м. Однако их расположение позволяло эсминцам выходить в торпедную атаку с носовых курсовых углов. Кроме того, они не составляли основу флотов вероятных противников.

Эскадренный миноносец типа "Минекадзе", схема внешнего вида
Эскадренный миноносец типа "Минекадзе", схема внешнего вида

Эсминец IJN «Минекадзе» являлся головным кораблём, построенным по проекту F41 в серии из пятнадцати единиц. По бюджету на 1917/1918 годов заказали два корабля типа «Минекадзе», по бюджету на 1918/1919 гг.- три, по бюджету на 1919/1920 годы - семь и по бюджету на 1920/1921 годы - три. Интересно, что систершип – эсминец «Савакадзе» строился практически параллельно на верфи Митцубиши Нагасаки, и он был даже достроен несколько раньше, но в состав флота первым был введён именно IJN «Минекадзе», что и дало название всей серии.

Размещение вооружение эсминца в носовой части корабля (использована игровая модель корабля из World of Warships)
Размещение вооружение эсминца в носовой части корабля (использована игровая модель корабля из World of Warships)

Из пятнадцати заказанных кораблей на верфи Митцубиши в Нагасаке построили пять кораблей: «Савакадзе» (Ветер, приносящий разрушения), «Хакадзе» «Ветер, приносящий воздушный удар), «Якадзе» (Ветер, летящий по воздуху стрелой), «Акикадзе» (Осенний ветер), «Юкадзе» (Вечерний бриз). Остальные десять были построены на верфи Майдзура: головной «Минекадзе» (Порыв шквального ветра), «Окикадзе» (Океанский ветер), «Надакадзе» (Ветер, беспорядочно носящийся над морем), «Симакадзе» (Ветер, обдувающий остров), «Сиокадзе» (Прибой, смешанный с ветром), «Хокадзе» (Создающий напор ветер), «Тачикадзе» (Порыв ветра, схожий с ударом меча), «Нокадзе» (Ветер, дующий над полем), «Намикадзе» (Порыв сильного ветра, набегающий волной), «Нумакадзе» (Болотный ветер). Серия эсминцев была заложена в период с 1918 по 1921 год и вошла в строй флота с 1920 по 1924 годы (1920 год – 6 единиц, 1921 год – 6 единиц, 1922 год – 2 единицы, 1924 год – 1).

После появление эсминцев «специального» типа (тип «Фубуки»), «Минекадзе» и его систершипы быстро утратили свое значение, и к 1945 году всю серию данного типа планировали вывести из состава флота. Но уже с 1937 по 1941 годы часть из них переоборудовали в эскортные («Надакадзе» и «Симакадзе») и патрульные («Нокадзе», «Нумакадзе» и «Намикадзё») корабли. Остальные эсминцы, ввиду подготовки к предстоящей войне, сохранили свое вооружение. Так что имеющиеся планы не помешали эсминцам принять участие в будущей войне на Тихом океане.

Эсминец "Хакадзе" на ходовых испытаниях, 1020 год
Эсминец "Хакадзе" на ходовых испытаниях, 1020 год

По тактическим задумкам японских флотоводцев эсминцы предназначались главным образом для атаки линейных сил противника. Они были сведены во флотилии с легким крейсером в качестве флагмана. При этом эсминцы были тесно связаны с лидером, который обеспечивал их действия и выдавал целеуказание. Допускалась возможность самостоятельного маневрирования, когда имелась информация о составе соединения противника, месте и условиях предстоящего боя - в этом случае корабли были свободны в выборе цели для торпедной атаки. С началом войны практически все эсминцы были привлечены к эскортированию многочисленных конвоев. При необходимости они выводились из состава эскорта и передавались в распоряжение командующих соединений, призванных противостоять линейным силам противника. Во время войны на Тихом океане эсминцы типа «Минекадзе», в основном, выполняли задачи эскортирования на всей зоне боевых действий.

Игровая модель эсминца "Минекадзе" в игре World of Warships
Игровая модель эсминца "Минекадзе" в игре World of Warships

Служба для нового эсминца флота была достаточно активной, он не застаивался долго в гаванях. «Минекадзе» после вступления в строй до конца декабря 1921 года занимался боевой подготовкой во Внутреннем японском море, а в ноябре 1921 года вошел в состав 2-го ДЭМ Второй Флотилии Второго Флота, который базировался на Йокосуку. В августе того же года вместе с Флотилией предпринял учебный поход в Желтое море с заходом в Дайрен. 1 января 1923 года 2-й дивизион эсминцев (ДЭМ) включили в состав эскадры в Китайских водах и он перебазировался на Дзингтау. С 28.08 по 4.09.1923 г. «Минекадзе» совместно с крейсером «Юра» оперировал у Дайрена и только в начале октября 1923 года корабль возвратился в Куре.

Следующий 1924 год эсминец провел в учениях и в походах вдоль побережья Китая, и в конце года получил небольшой «отпуск». С декабря 1924 по ноябрь 1927 годов «Минекадзе» числился в резерве и простоял на базе флота в Сасебо. После вывода из резерва с декабря 1927 года по май 1928 года в Сасебо на «Минекадзе» на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, установили два бомбосбрасывателя тип 3 (при общем запасе 18 глубинных бомб).

Карта морских округов Японии
Карта морских округов Японии

В конце мая 1928 года 2-й ДЭМ передали в распоряжение командующего Военно-Морским округом Сасебо и до ноября 1931 года его корабли патрулировали в Корейском проливе, охраняя рыболовные промыслы и обеспечивая боевую подготовку тяжелых артиллерийских кораблей в районе к югу от островов Метрополии. Следующие четыре года (с декабря 1931 по ноябрь 1935 годов) «Минекадзе» входил в состав 2-го дивизиона ЭМ Второго Флота (Эскадры).

В этот период он вместе с «Савакадзе» сопровождал авианосец «Кага» (1-я ДАВ), выполняя роль «ловца стрекоз». В японском флоте «Ловцами стрекоз» называли эсминцы, занимавшиеся обеспечением полетов палубной авиации, противолодочной обороной (в военное время) и спасением экипажей погибших самолетов. С декабря 1935 г. по июнь 1936 г. в Сасебо уже второй раз за время службы на верфи флота эсминцу провели текущий ремонт механизмов, усилили корпусные конструкции, сократили объем топливных танков примерно на 100 тонн и установили козырьки на дымовые трубы.

В конце июня 1936 г. «Минекадзе» вместе со 2-м ДЭМ включили в состав Второй Флотилии Второго Флота, чтобы через полтора года, 1 декабря 1937 года 2-й ДЭМ передать в распоряжение командующего Первой Флотилией Первого Флота (базирование – Сасебо). Как видим, японское командование достаточно свободно «распоряжалось» своими соединениями, регулярно изменяя их состав. Кто знает, может именно в 30-е годы в системе управления японского флота сформировалась тяга к созданию различных отдельных отрядов и соединений, которые потом всю войну будут пытаться взаимодействовать между собой для борьбы с американским флотом.

"Минекадзе" из американского справочника
"Минекадзе" из американского справочника

Последние три-четыре года (1937-1941 гг.) до начала войны «Минекадзе» провел выполняя задачи по патрулированию и блокаде побережья Китая, базируясь на Мако, Дизигтау, Сасебо и занимаясь боевой подготовкой у южного побережья островов Метрополии.

В этот же период (середина апреля 1940 года) эсминец побывал в Сасебо, где на верфи флота на нем провели текущий ремонт корпуса и механизмов, демонтировали 7,7-мм пулеметы, установили четыре (2х2) 13,2-мм зенитных автомата, два бомбомета тип 94 (при общем запасе 36 глубинных бомб), гидрофон тип 92 и сонар тип 93 мод. 1. Вообщем, как могли готовили устаревший эсминец к современной войне.

В ноябре 1941 года корабль передали в распоряжение командующего Охранным Районом Мако Флота в Китайских водах, и 5 декабря он прибыл в Шанхай. 8 декабря 1941 года (на следующий день после удара по Перл-Харбору) эсминец обеспечивал захват международного сеттльмента в Шанхае. С середины декабря 1941 года по июнь 1942 года «Минекадзе» базировался на Мако (Пескадорские о-ва) и эскортировал конвои вдоль китайского побережья. В июле его включили в состав Охранного Района Такао флота в китайских водах. Корабль перебазировался на Такао (о. Формоза) и приступил к эскортированию конвоев между побережьем Китая и Метрополией.

Размещение вооружение эсминца в кормовой части корабля (использована игровая модель корабля из World of Warships)
Размещение вооружение эсминца в кормовой части корабля (использована игровая модель корабля из World of Warships)

С 28 сентября по 20 октября 1942 года эсминец появился в районе Соломоновых островов и перевозил армейские грузы между Рабаулом и о. Шортленд. А в конце октября в составе Транспортного Соединения эсминцев корабль доставил на о. Гуадалканал (24.10 и 27.10.1942 года) около 240 т боеприпасов, 100 солдат и офицеров. В январе 1943 г. он возвратился в Такао.

В августе 1943 года в Куре на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов: сонар тип 93 мод. 1 заменили на сонар тип 93 мод. 5 и установили 10 (4х2; 2х1) 25-мм зенитных автоматов. Но с новым вооружением и оборудованием эсминец воевал не долго. 10 февраля 1944 года в районе к юго-востоку от острова Формоза, во время эскортирования конвоя, он был атакован американской подводной лодкой. Американская подводная лодка «Поги» выпустила шесть торпед, из них две попали в «Минекадзе», для которого это было смертельным ударом - эсминец затонул. Еще одна торпеда из залпа попала в сухогруз «Мальта Мару» (5500 GRT), который также затонул спустя три часа.

Судьба остальных кораблей данного типа сложилась по разному. После вступления в строй эсминцев типа «Фубуки» большинство кораблей типа «Минекадзе» переклассифицировали в эсминцы класса В. Многие из них подверглись переделкам и модернизации.

Эсминец "Якадзе"
Эсминец "Якадзе"

Так, в 1937 году «Якадзе» был переоборудован в корабль управления для радиоуправляемой цели «Сетцу» (бывший линкор типа «Кавачи»), его вооружение уменьшилось до двух 120-мм орудий. В сентябре 1942 года «Якадзе» переоборудовали в корабль-цель для авиации. Надстройки, трубы и мостик забронировали и установили треногую мачту. Вооружение состояло из одного 50-мм и четырех 25-мм орудий.

Линкор "Сетцу"
Линкор "Сетцу"

В 1937- 1938 годах на всех кораблях переделали топливные цистерны, усилили корпус и установили колпаки на трубах. В 1938 году «Окикадзе» был разоружен и предназначен на слом, но после начала войны его вновь вооружили и ввели в строй.

Эсминцы «Надакадзе» и «Симакадзе» в 1939-1940 годах были переклассифицированы в патрульные корабли (номера 1 и 2). За счет уменьшения количества котлов увеличили запас топлива. Мощность машин составляла 19250 л.с., а скорость - 20 узлов. Вооружение состояло из двух 120-мм, десяти 25-мм орудий, двух 533-мм ТА и четырех бомбометов (запас бомб 16 штук). В 1941 году оба корабля приспособлены к транспортировке двух десантных барж типа «Дайхатцу». Надстройка за трубой была увеличена, а между мостиком и первой трубой установлена новая. Дополнительные помещения позволяли принимать 250 человек десанта.

В 1939-1940 годах большинство кораблей были переоборудованы для решения эскортных задач. Энергетика и вооружение изменены аналогично «Надакадзе» и «Симакадзе».

Японские эсминцы в море. Головной - "Акикадзе"
Японские эсминцы в море. Головной - "Акикадзе"

В сентябре 1944 года «Намикадзе» получил повреждения на мине, поставленной американской подводной лодкой. В Майдзуру корабль был отремонтирован и переоборудован в носитель «Кайтен» (человеко-торпед). Кормовая часть была удлинена и сделана наклонной. Кормовую надстройку сняли и заменили двумя меньшими по бортам. По оси корабля разместилась дорожка для двух «Кайтен». Носовая мачта заменена треногой, а кормовая - четырехногой. Вооружение состояло из одного 120-мм и двенадцати 25-мм орудий.

В феврале 1945 года в Куре началось переоборудование в носитель Кайтен эсминца «Сиокадзе». Была изменена кормовая оконечность и установлены две дорожки для четырех торпед. Вооружение состояло из одного 120-мм и одиннадцати 25-мм орудий. До конца войны переоборудование так и не завершилось.

Эсминцы «Савакадзе» и «Якадзе» переклассифицировали в спасательные корабли для авиации. «Савакадзе», сохранив одну 120-мм пушку и батарею из 10-25-мм зенитных автоматов, получил на носу опытный образец девятиствольной пусковой установки для противолодочных ракет калибра 150-мм. Скорость уменьшилась до 16 узлов.

Эсминец "Савакадзе" с носовой пусковой установкой для противолодочных ракет
Эсминец "Савакадзе" с носовой пусковой установкой для противолодочных ракет

В 1945 году «Сиокадзе» и «Юкадзе» оснащены РЛС типа «13», a «Намикадзе» и «Савакадзе» - типа «22». В 1944 году все оставшиеся в строю корабли получили усиленное зенитное вооружение (от 13 до 20 стволов 25-мм). Так в 1944 году «Якадзе» кроме двух 120-мм орудий и двух 533-мм ТА нёс 12х25-мм (4x2, 4x1) зенитных автоматов; «Надакадзе» - 1х120-мм, 16х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат; 1944 «Юкадзе»- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм.

Судьба оставшихся эсминцев в чем-то напоминает судьбу головного корабля: четыре корабля были потоплены американскими подводными лодками в 1943 году («Окикадзе», «Хакадзе», «Симакадзе», «Нумакадзе»), два – в 1944 году («Акикадзе», «Хокадзе»), один – в 1945 году («Нокадзе»), один – английской подводной лодкой в 1945 году («Надакадзе»). Один («Тачикадзе») был потоплен в 1944 году авианосной авиацией американского соединения TF58 на Труке, еще один, «Якадзе», в июле 1945 года был поврежден авианосной авиацией американского соединения TF 58, но пошел на слом только в августе 1945 года.

Эсминец "Симакадзе", тип "Минекадзе"
Эсминец "Симакадзе", тип "Минекадзе"

Эсминец «Намикадзе» в августе 1945 года переоборудован в носитель «Кайтен», пережил войну и после ее окончания использовался в службе репатриации, чтобы в марте 1947 года быть переданным Китаю.

«Сиокадзе» в августе 1945 года тоже переоборудовали в носитель «Кайтен», но модернизацию так и не завершили. После войны использовался в службе репатриации, как и «Юкадзе» и пошли на слом в 1948 и 1947 годах соответственно. «Савакадзе» тоже пережил головной корабль серии – был отправлен на слом в 1948 году.

В итоге, вспоминая японский эсминец «Минекадзе», мы видим эсминец, который в свое время превосходил прямых конкурентов по скорости хода, артиллерийскому вооружению, имел сопоставимое по количеству и лучшее по качеству торпедное оружие. Однако сектора обстрела не всех орудий ГК были хорошими, а противолодочные возможности очень слабыми, как и средства ПВО. Для крупных кораблей 20-х годов ХХ века он был опасен благодаря торпедному оружию, которое сочетается с хорошими углами стрельбы ТА и высокой скоростью корабля, но к 40-м уже был вынужден уступить место более современным кораблям.

Что тут говорить, на долю эсминцев типа «Минекадзе» не выпало героических боев, но они стали настоящими «трудягами», прошли войну, а некоторые продолжили нести службу и после нее.

Использована статья Militery_surgeon из архива Navygaming, №3(3)/2013

Источники: Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.-280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 7(64) – 2004. – 32 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.

Если вам интересно, подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии, впереди еще много интересного, и историй, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: