У нас на канале уже была статья, посвященная истории появления в японском флоте в 20-е годы ХХ века эсминцев типа "Минекадзе". Мы решили немного конкретизировать историю этого корабля (из архива Navygaming)
«Минекадзе» стал первым японским эсминцем, проект которого был полностью разработан в Японии. Корпус имел смешанный набор с усиленными продольными связями, двойным дном и коротким полубаком. Он делился водонепроницаемыми переборками на большое число отсеков. Междудонное пространство частично использовалось в качестве топливных танков и масляных цистерн. Эсминец имел два паротурбинных агрегата с зубчатой передачей, размещенных в одном МО, разделенном водонепроницаемой продольной переборкой. Не смотря на требования к проекту, эсминцы типа «Минекадзе» обладали недостаточной дальностью плавания, вызванной низкой экономичностью паротурбинных агрегатов и неудачной конструкцией котлов.
Для справки: водоизмещение: стандартное 1366 т, полное 1676 т; размеры: длина 99,53 м; ширина 9,04 м (max)/ 8,92 м (по ватерлинии); осадка 2,9 м. Энергетика: две турбины «Парсонс» с одной ступенью для экономической скорости и максимальной мощностью 38500 л.с.; 4 котла «Кампон»; скорость 39 узлов; запас топлива 400 т; дальность 3600 миль (при ходе в 14 узлов) или 900 миль (при ходе в 34 узла); вооружение: 4х120-мм, 2х7,7-мм, 6 ТА 533-мм(3х2), 20 мин; экипаж: 148 человек.
Влияние германского опыта сказалось в размещении носового торпедного аппарата между полубаком и носовой надстройкой, что позволяло производить стрельбу торпедами на носовых курсовых углах. Однако в штормовых условиях или на больших ходах он заливался водой и не мог быть использован. Неудачным оказалось и расположение 120-мм орудий. Из них только два (носовое и кормовое) имели хорошие сектора обстрела, а для двух других (особенно №2) они были ограничены дымовыми трубами и надстройками. На трех кораблях, строившихся по бюджету на 1920/1921 годы, (эсминцы «Намикадзе», «Нокадзе» и «Нумакадзё») 120-мм орудие №3 перенесли на кормовую надстройку и несколько перепроектировали систему подачи боезапаса. Так как погреба для его хранения остались на прежнем месте, скорострельность кормовых орудий снизилась.
В тоже время, эксперты отмечали, что несмотря на ряд недостатков, данные корабли вполне отвечали требованиям, предъявляемым к «стандартным» эсминцам (по оценкам того времени). По сравнению с английским типом W и американскими «гладкопалубниками», при равном количестве торпед в бортовом залпе, они имели большую скорость хода и более мощное артиллерийское вооружение. Что же касается тяжелых кораблей, то эсминцы типа «Минекадзе» до окончания действия Вашингтонских ограничений представляли для них большую угрозу. Действительно, 533-мм торпеды типа 6 могли пройти со скоростью 32 узла 10000 м. На такой дистанции линкорам для выполнения маневра уклонения оставалось не больше 10 минут - слишком мало, принимая во внимание их скорость хода и маневренность. Известное исключение составляли английские линейные крейсера и линкоры «Нльсон» и «Родней». Последние имели на вооружении 12 152-мм противоминных орудий, которые могли вести эффективный огонь на дистанциях порядка 20000 м. Однако их расположение позволяло эсминцам выходить в торпедную атаку с носовых курсовых углов. Кроме того, они не составляли основу флотов вероятных противников.
Эсминец IJN «Минекадзе» являлся головным кораблём, построенным по проекту F41 в серии из пятнадцати единиц. По бюджету на 1917/1918 годов заказали два корабля типа «Минекадзе», по бюджету на 1918/1919 гг.- три, по бюджету на 1919/1920 годы - семь и по бюджету на 1920/1921 годы - три. Интересно, что систершип – эсминец «Савакадзе» строился практически параллельно на верфи Митцубиши Нагасаки, и он был даже достроен несколько раньше, но в состав флота первым был введён именно IJN «Минекадзе», что и дало название всей серии.
Из пятнадцати заказанных кораблей на верфи Митцубиши в Нагасаке построили пять кораблей: «Савакадзе» (Ветер, приносящий разрушения), «Хакадзе» «Ветер, приносящий воздушный удар), «Якадзе» (Ветер, летящий по воздуху стрелой), «Акикадзе» (Осенний ветер), «Юкадзе» (Вечерний бриз). Остальные десять были построены на верфи Майдзура: головной «Минекадзе» (Порыв шквального ветра), «Окикадзе» (Океанский ветер), «Надакадзе» (Ветер, беспорядочно носящийся над морем), «Симакадзе» (Ветер, обдувающий остров), «Сиокадзе» (Прибой, смешанный с ветром), «Хокадзе» (Создающий напор ветер), «Тачикадзе» (Порыв ветра, схожий с ударом меча), «Нокадзе» (Ветер, дующий над полем), «Намикадзе» (Порыв сильного ветра, набегающий волной), «Нумакадзе» (Болотный ветер). Серия эсминцев была заложена в период с 1918 по 1921 год и вошла в строй флота с 1920 по 1924 годы (1920 год – 6 единиц, 1921 год – 6 единиц, 1922 год – 2 единицы, 1924 год – 1).
После появление эсминцев «специального» типа (тип «Фубуки»), «Минекадзе» и его систершипы быстро утратили свое значение, и к 1945 году всю серию данного типа планировали вывести из состава флота. Но уже с 1937 по 1941 годы часть из них переоборудовали в эскортные («Надакадзе» и «Симакадзе») и патрульные («Нокадзе», «Нумакадзе» и «Намикадзё») корабли. Остальные эсминцы, ввиду подготовки к предстоящей войне, сохранили свое вооружение. Так что имеющиеся планы не помешали эсминцам принять участие в будущей войне на Тихом океане.
По тактическим задумкам японских флотоводцев эсминцы предназначались главным образом для атаки линейных сил противника. Они были сведены во флотилии с легким крейсером в качестве флагмана. При этом эсминцы были тесно связаны с лидером, который обеспечивал их действия и выдавал целеуказание. Допускалась возможность самостоятельного маневрирования, когда имелась информация о составе соединения противника, месте и условиях предстоящего боя - в этом случае корабли были свободны в выборе цели для торпедной атаки. С началом войны практически все эсминцы были привлечены к эскортированию многочисленных конвоев. При необходимости они выводились из состава эскорта и передавались в распоряжение командующих соединений, призванных противостоять линейным силам противника. Во время войны на Тихом океане эсминцы типа «Минекадзе», в основном, выполняли задачи эскортирования на всей зоне боевых действий.
Служба для нового эсминца флота была достаточно активной, он не застаивался долго в гаванях. «Минекадзе» после вступления в строй до конца декабря 1921 года занимался боевой подготовкой во Внутреннем японском море, а в ноябре 1921 года вошел в состав 2-го ДЭМ Второй Флотилии Второго Флота, который базировался на Йокосуку. В августе того же года вместе с Флотилией предпринял учебный поход в Желтое море с заходом в Дайрен. 1 января 1923 года 2-й дивизион эсминцев (ДЭМ) включили в состав эскадры в Китайских водах и он перебазировался на Дзингтау. С 28.08 по 4.09.1923 г. «Минекадзе» совместно с крейсером «Юра» оперировал у Дайрена и только в начале октября 1923 года корабль возвратился в Куре.
Следующий 1924 год эсминец провел в учениях и в походах вдоль побережья Китая, и в конце года получил небольшой «отпуск». С декабря 1924 по ноябрь 1927 годов «Минекадзе» числился в резерве и простоял на базе флота в Сасебо. После вывода из резерва с декабря 1927 года по май 1928 года в Сасебо на «Минекадзе» на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, установили два бомбосбрасывателя тип 3 (при общем запасе 18 глубинных бомб).
В конце мая 1928 года 2-й ДЭМ передали в распоряжение командующего Военно-Морским округом Сасебо и до ноября 1931 года его корабли патрулировали в Корейском проливе, охраняя рыболовные промыслы и обеспечивая боевую подготовку тяжелых артиллерийских кораблей в районе к югу от островов Метрополии. Следующие четыре года (с декабря 1931 по ноябрь 1935 годов) «Минекадзе» входил в состав 2-го дивизиона ЭМ Второго Флота (Эскадры).
В этот период он вместе с «Савакадзе» сопровождал авианосец «Кага» (1-я ДАВ), выполняя роль «ловца стрекоз». В японском флоте «Ловцами стрекоз» называли эсминцы, занимавшиеся обеспечением полетов палубной авиации, противолодочной обороной (в военное время) и спасением экипажей погибших самолетов. С декабря 1935 г. по июнь 1936 г. в Сасебо уже второй раз за время службы на верфи флота эсминцу провели текущий ремонт механизмов, усилили корпусные конструкции, сократили объем топливных танков примерно на 100 тонн и установили козырьки на дымовые трубы.
В конце июня 1936 г. «Минекадзе» вместе со 2-м ДЭМ включили в состав Второй Флотилии Второго Флота, чтобы через полтора года, 1 декабря 1937 года 2-й ДЭМ передать в распоряжение командующего Первой Флотилией Первого Флота (базирование – Сасебо). Как видим, японское командование достаточно свободно «распоряжалось» своими соединениями, регулярно изменяя их состав. Кто знает, может именно в 30-е годы в системе управления японского флота сформировалась тяга к созданию различных отдельных отрядов и соединений, которые потом всю войну будут пытаться взаимодействовать между собой для борьбы с американским флотом.
Последние три-четыре года (1937-1941 гг.) до начала войны «Минекадзе» провел выполняя задачи по патрулированию и блокаде побережья Китая, базируясь на Мако, Дизигтау, Сасебо и занимаясь боевой подготовкой у южного побережья островов Метрополии.
В этот же период (середина апреля 1940 года) эсминец побывал в Сасебо, где на верфи флота на нем провели текущий ремонт корпуса и механизмов, демонтировали 7,7-мм пулеметы, установили четыре (2х2) 13,2-мм зенитных автомата, два бомбомета тип 94 (при общем запасе 36 глубинных бомб), гидрофон тип 92 и сонар тип 93 мод. 1. Вообщем, как могли готовили устаревший эсминец к современной войне.
В ноябре 1941 года корабль передали в распоряжение командующего Охранным Районом Мако Флота в Китайских водах, и 5 декабря он прибыл в Шанхай. 8 декабря 1941 года (на следующий день после удара по Перл-Харбору) эсминец обеспечивал захват международного сеттльмента в Шанхае. С середины декабря 1941 года по июнь 1942 года «Минекадзе» базировался на Мако (Пескадорские о-ва) и эскортировал конвои вдоль китайского побережья. В июле его включили в состав Охранного Района Такао флота в китайских водах. Корабль перебазировался на Такао (о. Формоза) и приступил к эскортированию конвоев между побережьем Китая и Метрополией.
С 28 сентября по 20 октября 1942 года эсминец появился в районе Соломоновых островов и перевозил армейские грузы между Рабаулом и о. Шортленд. А в конце октября в составе Транспортного Соединения эсминцев корабль доставил на о. Гуадалканал (24.10 и 27.10.1942 года) около 240 т боеприпасов, 100 солдат и офицеров. В январе 1943 г. он возвратился в Такао.
В августе 1943 года в Куре на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов: сонар тип 93 мод. 1 заменили на сонар тип 93 мод. 5 и установили 10 (4х2; 2х1) 25-мм зенитных автоматов. Но с новым вооружением и оборудованием эсминец воевал не долго. 10 февраля 1944 года в районе к юго-востоку от острова Формоза, во время эскортирования конвоя, он был атакован американской подводной лодкой. Американская подводная лодка «Поги» выпустила шесть торпед, из них две попали в «Минекадзе», для которого это было смертельным ударом - эсминец затонул. Еще одна торпеда из залпа попала в сухогруз «Мальта Мару» (5500 GRT), который также затонул спустя три часа.
Судьба остальных кораблей данного типа сложилась по разному. После вступления в строй эсминцев типа «Фубуки» большинство кораблей типа «Минекадзе» переклассифицировали в эсминцы класса В. Многие из них подверглись переделкам и модернизации.
Так, в 1937 году «Якадзе» был переоборудован в корабль управления для радиоуправляемой цели «Сетцу» (бывший линкор типа «Кавачи»), его вооружение уменьшилось до двух 120-мм орудий. В сентябре 1942 года «Якадзе» переоборудовали в корабль-цель для авиации. Надстройки, трубы и мостик забронировали и установили треногую мачту. Вооружение состояло из одного 50-мм и четырех 25-мм орудий.
В 1937- 1938 годах на всех кораблях переделали топливные цистерны, усилили корпус и установили колпаки на трубах. В 1938 году «Окикадзе» был разоружен и предназначен на слом, но после начала войны его вновь вооружили и ввели в строй.
Эсминцы «Надакадзе» и «Симакадзе» в 1939-1940 годах были переклассифицированы в патрульные корабли (номера 1 и 2). За счет уменьшения количества котлов увеличили запас топлива. Мощность машин составляла 19250 л.с., а скорость - 20 узлов. Вооружение состояло из двух 120-мм, десяти 25-мм орудий, двух 533-мм ТА и четырех бомбометов (запас бомб 16 штук). В 1941 году оба корабля приспособлены к транспортировке двух десантных барж типа «Дайхатцу». Надстройка за трубой была увеличена, а между мостиком и первой трубой установлена новая. Дополнительные помещения позволяли принимать 250 человек десанта.
В 1939-1940 годах большинство кораблей были переоборудованы для решения эскортных задач. Энергетика и вооружение изменены аналогично «Надакадзе» и «Симакадзе».
В сентябре 1944 года «Намикадзе» получил повреждения на мине, поставленной американской подводной лодкой. В Майдзуру корабль был отремонтирован и переоборудован в носитель «Кайтен» (человеко-торпед). Кормовая часть была удлинена и сделана наклонной. Кормовую надстройку сняли и заменили двумя меньшими по бортам. По оси корабля разместилась дорожка для двух «Кайтен». Носовая мачта заменена треногой, а кормовая - четырехногой. Вооружение состояло из одного 120-мм и двенадцати 25-мм орудий.
В феврале 1945 года в Куре началось переоборудование в носитель Кайтен эсминца «Сиокадзе». Была изменена кормовая оконечность и установлены две дорожки для четырех торпед. Вооружение состояло из одного 120-мм и одиннадцати 25-мм орудий. До конца войны переоборудование так и не завершилось.
Эсминцы «Савакадзе» и «Якадзе» переклассифицировали в спасательные корабли для авиации. «Савакадзе», сохранив одну 120-мм пушку и батарею из 10-25-мм зенитных автоматов, получил на носу опытный образец девятиствольной пусковой установки для противолодочных ракет калибра 150-мм. Скорость уменьшилась до 16 узлов.
В 1945 году «Сиокадзе» и «Юкадзе» оснащены РЛС типа «13», a «Намикадзе» и «Савакадзе» - типа «22». В 1944 году все оставшиеся в строю корабли получили усиленное зенитное вооружение (от 13 до 20 стволов 25-мм). Так в 1944 году «Якадзе» кроме двух 120-мм орудий и двух 533-мм ТА нёс 12х25-мм (4x2, 4x1) зенитных автоматов; «Надакадзе» - 1х120-мм, 16х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат; 1944 «Юкадзе»- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм.
Судьба оставшихся эсминцев в чем-то напоминает судьбу головного корабля: четыре корабля были потоплены американскими подводными лодками в 1943 году («Окикадзе», «Хакадзе», «Симакадзе», «Нумакадзе»), два – в 1944 году («Акикадзе», «Хокадзе»), один – в 1945 году («Нокадзе»), один – английской подводной лодкой в 1945 году («Надакадзе»). Один («Тачикадзе») был потоплен в 1944 году авианосной авиацией американского соединения TF58 на Труке, еще один, «Якадзе», в июле 1945 года был поврежден авианосной авиацией американского соединения TF 58, но пошел на слом только в августе 1945 года.
Эсминец «Намикадзе» в августе 1945 года переоборудован в носитель «Кайтен», пережил войну и после ее окончания использовался в службе репатриации, чтобы в марте 1947 года быть переданным Китаю.
«Сиокадзе» в августе 1945 года тоже переоборудовали в носитель «Кайтен», но модернизацию так и не завершили. После войны использовался в службе репатриации, как и «Юкадзе» и пошли на слом в 1948 и 1947 годах соответственно. «Савакадзе» тоже пережил головной корабль серии – был отправлен на слом в 1948 году.
В итоге, вспоминая японский эсминец «Минекадзе», мы видим эсминец, который в свое время превосходил прямых конкурентов по скорости хода, артиллерийскому вооружению, имел сопоставимое по количеству и лучшее по качеству торпедное оружие. Однако сектора обстрела не всех орудий ГК были хорошими, а противолодочные возможности очень слабыми, как и средства ПВО. Для крупных кораблей 20-х годов ХХ века он был опасен благодаря торпедному оружию, которое сочетается с хорошими углами стрельбы ТА и высокой скоростью корабля, но к 40-м уже был вынужден уступить место более современным кораблям.
Что тут говорить, на долю эсминцев типа «Минекадзе» не выпало героических боев, но они стали настоящими «трудягами», прошли войну, а некоторые продолжили нести службу и после нее.
Использована статья Militery_surgeon из архива Navygaming, №3(3)/2013
Источники: Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.-280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 7(64) – 2004. – 32 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.
Если вам интересно, подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии, впереди еще много интересного, и историй, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: