«Недавно в парижской газете «Леттр франсэз» появилась статья видного французского киноведа Жоржа Садуля об экономическом положении кинематографии США. Приведенные в этой статье цифровые данные, несомненно, заинтересуют и наших читателей.
Апогеем развития американской кинопромышленности, пишет Ж. Садуль, были последние годы немого кино и «бум», связанный с появлением кино звукового. На пяти шестых земного шара американские фильмы составляли от 70 до 80 процентов всех демонстрируемых программ.
С тех пор многое переменилось. Выпуск новых фильмов в США неизменно падает:
531 фильм в год — за пятилетие 1935— 1940,
474 — за пятилетие 1940-1945,
376 — за пятилетие 1945-1950,
318 — за 1950—1955 гг. и, наконец,
250-260 в среднем за 1953—1956 гг.
Доля продукции США в мировом кинопроизводстве значительно уменьшилась.
По приблизительным подсчетам, в 1945 году во всем мире было сделано немногим менее тысячи фильмов, из которых на долю США падало 358. Таким образом, Голливуд выпускал около 40 процентов всей кинопродукции.
В 1955 году все страны мира выпустили около 2500 фильмов, из которых Голливуд сделал только 241, то есть меньше 10 процентов.
Снижается и посещаемость американских кинотеатров.
В 1930 году на каждого жителя США приходилось свыше 40 посещений,
в 1941 году — только 33,
в 1952 году — 35, а
в 1956 году — лишь десять.
Теперь в США ходят в кино значительно реже, чем в Италии и Англии.
Согласно последним данным ЮНЕСКО, после 1946 года в США закрылись 6000 кинотеатров. Правда, они были заменены 4-5 тысячами «театров» под открытым небом, куда зрители въезжают на своих автомобилях. Автомашину ставят на определенное место, и внутри ее включают репродуктор. Фильм смотрят, не выходя из машины. Но эти театры работают только несколько месяцев в году и не могут заменить закрытые стационарные кинотеатры.
В абсолютных цифрах посещаемость кинотеатров неудержимо покатилась вниз.
В 1945 году число зрителей превысило пять миллиардов. Оно упало в 1949 году до 3,2 миллиарда. ЮНЕСКО определяет число посещений кинотеатров США в 1955 году в 2 миллиарда, В действительности, по некоторым данным, оно составило всего лишь 1,7 миллиарда.
Таким образом, США перестали занимать первое место по количеству посещений — ведь в СССР в 1955 году зарегистрировано 2,5 миллиарда посещений (в 1957 году эта цифра превысила 3 миллиарда. — Прим. ред.).
Конечно, телевидение сыграло известную роль в этом снижении посещаемости кинотеатров. Перед 40-50 миллионами телевизоров сидят целые семьи по нескольку часов подряд. Телевизоры — сильные конкуренты киноэкрана. Следует, однако, заметить, что в Англии количество телевизоров относительно не меньше чем в США, а снижение посещаемости кинотеатров составляет всего 10—20 процентов против 60-65 процентов в США.
Американское кино теряет свои позиции и на иностранных рынках, роль которых для Голливуда жизненно важна. В течение десяти лет — с 1941 по 1950 год — фирма «Фокс» получила от проката своих фильмов за границей 287 миллионов долларов и внутри страны—510 миллионов.
Изучая статистические данные министерства торговли США, мы видим, что доля Голливуда в кинопрокате ряда стран в последние годы значительно сокращается…» (Ю.Ш.).
Ю.Ш. Красноречивые цифры // Искусство кино. 1957. № 4. С. 168.
Нашел в архиве журнала «Искусство кино» киновед Александр Федоров