Наверное, самую большую трудность при анализе отрывка художественного произведения представляют вопросы со словом «Как…?» (какими способами…?» Тем, кто хочет поступать на филологию и журналистику, по-моему, не пристало ограничиваться уровнем анализа того, ЧТО ПРОИЗОШЛО или ЧТО ОПИСАНО. Для того, чтобы поднять уровень своего навыка полноценного чтения, надо знать основополагающие особенности стиля писателей, сформированные под влиянием их мировоззрения.
Возьмём для примера поэзию М.Цветаевой. Точкой опоры в анализе стихотворений М.Цветаевой могу стать такие особенности её лирики, как исповедальность и страстность.
Распахивая душу перед читателем, Цветаева стремится привлечь нас к СО-творчеству. Отсюда – изобилие тире, выделяющих особо значимое слово, смысловую и психологическую паузу, рассчитанные на эмоциональный отклик.
Прочитаем стихотворение, в котором наиболее ярко прослеживается эта особенность.
Я — есмь. Ты — будешь. Между нами — бездна.
Я пью. Ты жаждешь. Сговориться — тщетно.
Нас десять лет, нас сто тысячелетий
Разъединяют. — Бог мостов не строит.
Будь! — это заповедь моя. Дай — мимо
Пройти, дыханьем не нарушив роста.
Я — есмь. Ты будешь. Через десять вёсен
Ты скажешь: — есмь! — а я скажу: — когда-то…
Здесь, как вы видите, тире и в простом предложении между подлежащим и сказуемым, и неполное предложение, и БСП, и прямая речь. Если подбирать возможное название (например, «Обращение к потомкам»), в процессе обсуждения становится понятной основная мысль – автор утверждает, что её творчество будет жить и после неё. Потомки смогут услышать и понять её Слово, её душу.
Итак, если было бы задание ЕГЭ проанализировать стихотворение, ответив на вопрос «Как проявляется в этом стихотворении такая особенность творчества Цветаевой, как исповедальность?»
Тезис можно сформулировать приблизительно так:
Исповедальность лирики Цветаевой как отличительная черта её поэзии проявляется в предельной искренности, экспрессивности, которые основываются на ясно выраженной индивидуальности автора и желании, чтобы читатель почувствовал и познал её душу через поэтическое слово.
В этом стихотворении использован излюбленный приём, позволяющий создать атмосферу искренности – изобилие тире, каждое из которых несёт в себе не только синтаксическую, но и смысловую функцию. Пропуски слов в неполных предложениях (примеры возьмите из текста ) делают её речь рваной: мы как бы слышим прерывистый, страстный голос автора. Часто тире подчёркивает противопоставление, с помощью чего мы вместе с поэтессой осознаём обречённость, неизбежность пропасти между поколениями и в то же время спасительную уверенность в том, что связь душ останется навечно. Для усиления эффекта открытого общения, СО-творчества автор вводит использует и приём анафоры и синтаксического параллелизма (Я — есмь. Ты — будешь. / Я пью. Ты жаждешь. Я — есмь. Ты будешь. / Ты скажешь: — есмь! — а я скажу: — когда-то…) В этих чеканных экспрессивных формулировках звучит страстная надежда на будущее, на тех, кто придёт после, но будет чувствовать глубинную связь с её душой, мыслями, чувствами.
Из эмоционального равновесия читателя выводят неправильные рифмы с отсутствием созвучий, но связанных глубоким философским смыслом: бездна=тщетно, тысячелетий-не строит. Тем самым автор заставляет и нас прочувствовать пугающую её обречённость и страстное желание быть услышанной в будущем, осознать философскую глубину поэтического мира Цветаевой.
Подводя итог размышлениям о способах создания атмосферы исповедальности, мы можем сказать, что искренность её поэзии основывается на глубоком психологизме, раскрывающемся с помощью особого синтаксиса, антитезы, повторов, позволяющих добиваться эмоционального отклика читателя.
На сайте ЕГЭ для анализа дано такое стихотворение:
Я счастлива жить образцово и просто —
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.
Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато —
Как Бог повелел и друзья не велят.
Как раскрывается особенность поэтической речи Марины Цветаевой?
Выполняя тестовые занятия, вы уже увидите, что в тексте есть метафора («Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»), аллитерация (звук С), есть рифмы, несущие глубокий смысл, а также сравнение, повтор, эпитет.
За основу можете взять мысль об основной особенности творчества Цветаевой – исповедальности, которая помогает ей достичь цели – привлечь читателя к СО-творчеству. Берите выражения из предыдущего анализа, объясняя функцию тех художественных средств, но которые обратили внимание составители.
Так, хорошо бы отметить, что, автор, говоря, что «счастлива жить образцово и просто», сравнивает себя с солнцем, маятником календарём. Тем самым она подчёркивает упорядоченность, меру и предсказуемность жизни, о которой мечтается ей. Интересна и последняя строчка, в которой противопоставлены смысл поэзии, её божественная сущность и взгляды окружающих. Это основная мысль стихотворения. Читатель понимает, что она всегда выберет путь следования высшему призванию, «духу», как она его называет, что является для неё «сподвижником» и «вожатым». Для того, чтобы мы яснее поняли основную мысль, автор делит предложения на части, акцентируя внимание на важном, вводит тире перед сравнениями, что помогает осознать её мысль.
Концовку – в соответствии с требованиями и с содержанием вопроса – самостоятельно припишите.
Если вы дочитали до конца, значит, вы действительно хотите научиться понимать литературу. И тогда подождите продолжения. А если ещё напишете, что необходимо проанализировать, пишите.