Найти тему

История деревни. Сопроново 4. Сотная грамота

Первое прямое упоминание деревни Сафроново в документах встречается в писцовой переписной книге, составленной костромскими воеводами во времена правления царя Ивана Васильевича в 1562 году.

Лета 7070 (1562). Сотная с костромских книг письма Василия Ивановича Наумова да Иная Ордынцева с товарищи. В Костромском уезде в Сотском стане земли монастырские Спаса Задворного что на Москве на Крутице.

Сотные грамоты составлялись в то время повсеместно. Такие документы являлись своего рода выписками с указанием имущественного положения их жителей, количества обрабатываемой земли; в них обозначались пашни, пожни и рыбные ловли, реки, озёра и леса; церкви и монастыри, характер землепользования, торговые и иные отношения. Сотная грамота 1562 года даёт нам точный состав земельных владений Новоспасского монастыря по реке Соти. В их числе 2 села (Покров и Дмитриевское) и 35 деревень, в которых числится 77 жилых дворов.

деревни, принадлежавшие владениям Новоспасского Московского монастыря по реке Соть в 16 – 18 веках на современной карте
деревни, принадлежавшие владениям Новоспасского Московского монастыря по реке Соть в 16 – 18 веках на современной карте

Документ опубликован ещё до революции, в начале 20 века: Шумаков С.А. «Сотницы, грамоты и записи. Костромские сотницы 7068 – 7076 гг.» Москва, 1903 г.

-2

Почти все деревни и села в документе уверенно идентифицируются с современными населенными пунктами. Некоторые деревни (Панахидино, Мураево, Пяткино, Фатьяново, Жукавино) исчезли ещё до революции и их названия остались в названиях земельных угодий – пустошей. Деревни Бакшейцево, Павловское исчезли позже - к середине 20 века. Некоторые топонимы не удалось идентифицировать ни с одним из известных ныне объектов – это Колокольниково, Воробьево и Щитницы.

-3

Интересны имена крестьян. Многие из них еще несут следы язычества: Овсяник, Неупокой, Верещага, Нечайко, Ширяйко, Некраско, Коростёл, Подосёнко, Шило, Первунка, Молчанко, Истомка. Наверняка всех их крестили другими, христианскими именами, но в миру по-прежнему звали вторым (домашним) именем. Остальные имена христианские, при том некоторые сильно искажены на славянский манер и напоминают скорее прозвища: Озарко – Азарий, Овсейко – Евсевий, Терех – Терентий.

Имя Якунка, Якун скандинавского происхождения (от Hákon), распространено оно было в Новгородской земле. Некоторые отчества у крестьян образовались от необычных, явно нехристианских имён: Люнин, Онтоманов, Малыгин. В некоторых случаях после имени указано уже скорее фамилия-прозвище, чем отчество: Приходец, Грохотов (сын Грохота?), Короваев (сын Коровая?).

Среди крестьянских дворов особо выделены слуги монастырские. Всего указано трое таких слуг:

• в деревне Аристове живет слуга монастырский Неупокой Короваев;

• в селе Дмитровском на реке на Соти живет слуга монастырский Лаврентей;

• в деревне Овинцово живет слуга монастырский Василей Игнатьев.

По всей видимости эти слуги (от слова "служить, служивые") исполняли роль посельских старост, следили за порядком в волости и контролировали сбор оброка.

В пользовании вотчины указаны также так называемые «отхожие угодья». То есть удаленные покосы, до которых нужно было довольно долго идти. Отсюда в будущем появится термин «отхожий промысел». На работу «в отход» на эти дальние луга крестьяне уходили на несколько дней, с ночевками. Косили траву, сушили, стоговали, в общем, заготавливали на зиму сено.

В грамоте указан "отхожей наволок Болтин за рекою за Костромою, сена (на) нем ставитца 100 копен". Сегодня расположение этого наволока неизвестно. Название наверняка связано с фамилией костромских детей боярских Болтиных, фигурирующих в более поздних грамотах по местным хозяйственным делам. Возможно это луга, расположенные за Закобякиным, ниже по реке. Это там, где начинается речная дельта и знаменитые костромские разливы. Места воспетые поэтом Некрасовым.

-4

Наволоками назывались заливные низменные луга в поймах рек. Они были особенно богаты питательными травами. С них косилось самое лучшее сено. Костромские наволоки были особенно ценны. Настолько, что монастырские крестьяне готовы были уходить туда работать за 25 километров. По всей видимости уже тогда местных сенокосов вдоль по Соти местным крестьянам не хватало. Сено с костромских наволоков крестьяне вывозили зимой по снегу. Приезжали на дровнях запряженных лошадками, нагружали возы и везли обозами по своим деревням на прокорм скотине.

Далее в монастырском хозяйстве указано целое озеро:

Да к тому ж селу Дмитровскому: Озеро Савино вопче по половинам з Богоявленским монастырем с истоком на реке на Костроме. Да ез на реке на Костроме за Куниковым вопче ж з Богоявленским монастырем. Да вверх и вниз того езу в реке в Костроме оприч Богоявленсково монастыря две тони Спасские. Да круг озера Савинова и истоку и по реке по Соти и по реке по Костромы и за рекою за Костромою луги и пожни Дмитреевсково села, сена на них ставитца 300 копен.

Кроме сенокосов у монастырской вотчины в хозяйстве была своя доля в богатых костромских рыболовных угодьях. Озеро Савинское и сейчас существует. Это старица реки Костромы расположенная ниже от Исад по реке Костроме. Озеро имеет протоку - соединение с рекой Костромой, которое и зовется в грамоте истоком. Сейчас озеро представляет собой заповедную зону, в которое заходит на нерест волжская рыба. Куниково - это раньше было село расположенное на берегу реки Костромы. На современных картах оно помечено как покинутое урочище, окружённое водами Костромских разливов.

«рыбный ез» или по-современному «закол» на реке
«рыбный ез» или по-современному «закол» на реке

Упоминается в грамоте нечто под названием ез. Езами в старину назывались специальные гидротехнические рыбохозяйственные сооружения на реках. Крестьяне перегораживали реку частоколом, устраивали заколы поперек реки (слово ез от того же корня, что и ёж). Рыба заходила в такие ловушки и не могла обратно выплыть. Таким образом рыба сама собиралась в своеобразные «садки». В таких рыбохранилищах рыба могла довольно долго обитать, откуда её можно было в любой момент извлечь в живом виде на продажу или на монастырскую кухню.

Указаны тони Спасские. Это видимо зимовальные ямы, которыми славится река Кострома в окрестностях села Спас-Вёжи. В этих ямах зимой крестьяне ловили снулую рыбу неводом подледным способом. Каждая такая зимовальная яма имела свое название, они и сейчас в ходу у местных рыбаков. Рыбный промысел сотские крестьяне содержат «вопче», то есть сообща, пополам, с Костромским Богоявленским монастырем, с которым очевидно у них были тесные хозяйственные связи.

Можно грубо прикинуть количество жителей всей монастырской Сотской вотчины. Если учесть данные более поздних переписей, например, данные исповедных росписей середины 18 века, то средний состав одного двора составит 7,3 человека на двор. В итоге получим примерную оценку количества жителей Сотской монастырской волости порядка 500 жителей. Это совсем немного. В 16 веке костромские деревни состояли из трёх, а чаще из двух дворов. Много было и однодворных починков. Довольно безлюдно было в те времена в Сотской волости.

Но деревня Сафроново в то время уже выделяется своей величиной. Оно в числе самых крупных населённых пунктов волости. В ней 4 крестьянских двора. Столько же, сколько и в селах Покров и Фёдоровское.

-6

Продолжение следует:

Полный текст сотной писцовой грамоты:

[Лета 7070-аг (1562)]. Сотная с костромских книг писма Василья Ивановича Наумова да Иная Ордынцова с товарищы.

В Костромском уезде в Сотцком стану земли монастырские. Спаса Задворного что на Москве на Крутице.

С.Покровское на реке на Лункове, а в селе церковь Покров Пречистые Богородицы, да теплая церковь Никола чюдотворец. А в селе дв. попов, да 4 кельи, а в них живут нищие, да келья пуста. А крестьянских дворов: во дв. Шило Михалев во дв. Ива... Онтоманов, во дв. Васюк. . . ша. Д.Кузнецово на речке на Лункове, во дв. Истомка Люнин, во дв. сын его Степанко. Д.Кошугино, во дв. Иванко Онаныш. Д.Иванцово на реке на Лункове, во дв. Онтонко Тимофеев, во дв. Потапко Оверкеев. Д.Аристово на речке на Лункове, во дв. слуга монастырской Неупокой Короваев; а людей его: во дв. Первунка, во дв. Игнашка. Д.Бакешейцово на речке на Лункове, во дв. Иванко Яковлев, во дв. Сенка Гридин.

Того ж Спаса Новово: С.Дмитровское на реке на Соти, а в нем живет слуга монастырской Лаврентей, во дв. дворник Данилко, во дв. Дениско Софонов. Того ж Дмитровского села отхожей наволок Болтин за рекою за Костромою, сена (на) нем ставитца 100 к. Да к тому ж селу Дмитровскому: Озеро Савино вопче по половинам з Богеявленским монастырем с истоком на реке на Костроме. Да ез на реке на Костроме за Куниковым вопче ж з Богеявленским монастырем. Да вверх и вниз того езу в реке в Костроме оприч Богеявленсково монастыря две тони Спасские (sic). Да круг озера Савинова и истоку и по реке по Соти и по реке по Костромы и за рекою за Костромою луги и пожни Дмитреевсково села, сена на них ставитца 300 к.

Д.Лукьяново, во дв. Терех Гридин, во дв. Лука Грохотов, во дв. Иванко Иванов. Д.Солданово на реке на Соти, во дв. Быляк Купреянов, во дв. Подосенко Офонин. Д.Боворнево, во дв. Дениско Давыдов, во дв. Михалко Дорофеев, во дв. Куземка Ондреев, во дв. Гриша Истомин, во дв. Савка Степанов. Д.Михеево на речке на Михеевке, во дв. Иванко Рудин, во дв. Куземка Терехов. Д.Жукавино, во дв. Иванко Ильин, во дв. Федко Верещагин. Д.Мураево, во дв. Марко Фомин, во дв. Иванко Власов. Д.Радуево на реке на Соти, во дв. Гаврилко Софонов, да 2 дв. пусты. Д.Пяткино пуста на реке на Соти, а в ней 2 дв. Д.Деревягино на реке на Соти, во дв. Филя Малыгин, во дв. Овсяник Павлов, во дв. Куземка Федоров, во дв. Гриша Федоров, да дв. пуст. Д.Федоровское, во дв. Якунка Васильев, во дв. Ондрейко Губин, во дв. Федко Михайлов, во дв. Иванко Приходец. Д.Шишкино, во дв, Ефимко Евсевьев, во дв. Верещага Иванов. Д.Завражье, во дв. Митя Федоров. Д.Ерденево на реке на Соти, во дв. Нечайко Софонов, во дв. Мишка Костянтинов, во дв. Озарко Ворыпаев. Д.Гридинское пуста, а в ней 2 дв. Д.Воробьево, во дв. Игнашко Иванов, да дв. пуст. Д.Романово на речке на Соти, во дв. Костя Олексеев, во дв. Титко Олександров, во дв. Ондрейко Олександворов. Д.Колоколниково на речке на Соти, во дв. Павлик Ондреев. Д.Щитницы, во дв. Степанко Вельяминов, во дв. Ондрейко Иванов. Д.Софроново на реке на Конше, во дв. Федько Степанов, во дв. Иванко Левин, во дв. Власко Леванидов, во дв. Офонаско Захаров. Д.Ивановское, во дв. Данилко Матвеев, во дв. Овсейко Фомин, да дв. пуст. д.Понахидино, во дв. Гридя Семенов, во дв. Сенка Иванов, да 2 дв. пусты. Д.Дмитроково на речке на Тилгани, во дв. Ширяйко Гридин, во дв. Куземка Васильев. Д.Овинцово, а в ней живет слуга монастырской Василей Игнатьев; а крестьянских: во дв. Климко Гридин. Д.Васильевская, во дв. Иванко Тарасов, во дв. Ондрюша Тимофеев, во дв. Некраско Степанов, во дв. Гаврилко Онтонов, во дв. Окулко Мартынов. Д.Орехово, во дв. Иванко Гридин да Доронка Федоров. Д.Фатьяново, во дв. Иванко Овдокимов да Истомка Игнатов. Д.Красниково, во дв, Молчанко Приходец, во дв. Коростел Семенов. Д.Яковлевское, во дв. Филя Софонов, во дв. Степанко Сидоров. Д.Павловское, во дв. Куземка Иванов, во дв. Русинко Семенов, да под тою ж деревнею луг отхожей на реке на Костроме, сена на нем ставитца 20 к. Д.Максимово на реке на Соти, во дв. Онтипка Федоров, во дв. Устинко Гридин; да под тою ж деревнею луг отхожей на озере па Савине, ставитца на нем сена 30 к.

Погост Наумово, а на погосте церковь Рожество Пречистые. А дворов на погосте: дв. попов; да на погосте ж 2 кельи, а в них живут нищие, а питаютца от церкви Бoжии.

И всего Спаса Новово 2 села да погост, а деревень к селом и к погосту 35 деревень. А дворов в селех и на погосте и в деревнях: 2 дв. поповых, да монастырских слуг 6 [5?] дв., а людей в них тоже, а крестьянских 77 [76?] дв., а людей в них 79 [78?] чл., да 11 дв. пустых. Пашни 916 четвертей середние земли, а худые земли 401 четверть в одном поле, а в дву потому ж, опричь поповы пашни; а поповы пашни в селе и у погоста 25 четвертей в одном поле, а в дву потому ж. Сена у сел и у деревень 1450 к., а попова сена 20 к. Лесу пашенного у сел и у деревень и у погоста 11 дес., а непашенного 12 дес. А сошные пашни 2 сохи без трети сохи.

К сей сотной костромской писец Василей Иванович Наумов печать свою приложил. А Инаевы печати Ордынцова нет, потому что отослан на осподарево дело. Приписал Ондрей Щулепников. Приписал Ташлык Теремицкой. На обороты скрепы обоих этих лиц. Печать. Столбец (1 – 2).

Спасибо, что дочитали до конца! Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал.