Найти в Дзене

История деревни Сопроново 5. Первая ревизия

Основной источник данных о жителях деревень – документы, содержащие данные переписи и учёта населения. После образования Русского государства в некоторых областях составлялись так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания сёл, деревень, поместий, церквей. Объектом налогообложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве — соха (позднее четверть, десятина). В 17-м веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта — подворные переписи. Первая перепись населения деревни Сопроново от 1562 года приведенная ранее является примером подворной переписи. В ней указаны только хозяева дворов. Из нее мы узнаем, что жилых домов в Сопронове времён Ивана Грозного было четыре. Общее количество жителей можно оценить порядка 30 человек. Хозяева дворов: 1. Федько Степанов
2. Иванко Левин
3. Власко Леванидов
4. Офонаско Захаров Тяглое население, разумеется, пыталось всеми силами уменьшить размер податей, которыми оно облагал
Оглавление

Основной источник данных о жителях деревень – документы, содержащие данные переписи и учёта населения. После образования Русского государства в некоторых областях составлялись так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания сёл, деревень, поместий, церквей. Объектом налогообложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве — соха (позднее четверть, десятина). В 17-м веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта — подворные переписи.

Первая перепись населения деревни Сопроново от 1562 года приведенная ранее является примером подворной переписи. В ней указаны только хозяева дворов. Из нее мы узнаем, что жилых домов в Сопронове времён Ивана Грозного было четыре. Общее количество жителей можно оценить порядка 30 человек.

Хозяева дворов:

1. Федько Степанов
2. Иванко Левин
3. Власко Леванидов
4. Офонаско Захаров

Тяглое население, разумеется, пыталось всеми силами уменьшить размер податей, которыми оно облагалось на основе результатов переписи. Для обмана переписчиков существовали различные способы, и они были хорошо известны.

Самый простой способ уклонения от налогов того времени - выдать жилой дом за нежилой, пустой. Уловка, позволявшая «дворы жилые писать пустыми», заключалась в том, что крестьяне на период переписи просто уходили к своим родственникам или на время уезжали из деревни, оставляя двор пустым. Помещики способствовали этим утайкам. Чтобы уменьшить число дворов, облагаемых податью, крестьян «из многих дворов в один переводили», огораживали два двора одной изгородью, а иногда просто скрывали дворы от переписчиков.

Например, в сотной грамоте указана деревня Радово на реке на Соти, в которой «во дворе хозяин Гаврилко Софонов, да 2 двора пусты». Такие уловки позволяли землевладельцам неплохо сэкономить на подати.

Отсюда возможно пошла традиция строить двойные избы. Если в семье выделялся старший сын, часто он жил под одной крышей с родителями в «другой половине». Так что в четырех дворах деревни Сопроново вполне могли проживать до восьми семей общим числом около 50 жителей.

-2

По этой причине, для увеличения взимания налогов, в числе многочисленных новшеств Петра Великого появилась реформа налоговой системы и переход от подворного налогообложения на подушное. Для этого нужно было переписать и пересчитать всех жителей, с которых можно было взимать подати.

Ревизские сказки

Первая государственная ревизия податного населения, проведенная по принципу подушной переписи была проведена 26 ноября 1718 года. Царь Пётр I издал Указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли - сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…». То есть податями облагались только мужчины. Составленные подобным образом списки (сказки) были собраны в течение трёх лет (вместо одного года), а затем в течение ещё следующих трёх лет были подвергнуты проверке — «ревизии».

В наше время слово сказка обозначает художественное произведение определенного жанра. В начале 18 века сказка, от слова "сказ, сказать" обозначало ещё и то, что сегодня мы называем словом отчёт.

С тех пор учёты населения в России стали называться «ревизиями», а итоговые документы «ревизскими сказками». До отмены крепостного права прошло десять ревизий: в 1719, 1747, 1767, 1787, 1808, 1811, 1825, 1835, 1850, 1859 годах (по году окончания). Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий — людей, числившихся в списках для уплаты подати налога. По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом тяглого населения и задерживали подачу ревизских сказок.

Первая ревизия

Данные первой ревизии по деревне Сопроново к счастью сохранились. Они дают представление о размере деревни начала 18 века и её населении. Единственным недостатком этой переписи явилось то, что в ней переписаны только мужчины. Сопоставить данные ревизии с данными предыдущей писцовой сотной книги весьма затруднительно. Между ними - 157 лет, за это время сменилось порядка 8 поколений. Так что узнать, кто чей предок, без промежуточных данных не получится. В РГАДА хранятся писцовые книги за 1627 и 1678 годы. Но доступ к ним по сети Интернет пока закрыт.

Материалы ревизии 1719 г. по Сотскому стану Фёдоровской вотчины Спаса Нового монастыря хранятся в Ярославском архиве. Чтобы прочитать текст сказки необходима нешуточная подготовка. Приходится даже начинать с азбуки и разбираться в начертаниях отдельных букв.

заголовок ревизской сказки 1719 г. по Сотскому стану вотчины Спаса Нового монастыря села Фёдоровского
заголовок ревизской сказки 1719 г. по Сотскому стану вотчины Спаса Нового монастыря села Фёдоровского

Село Фёдоровское являлось в то время формальным центром монастырской вотчины. Там вероятно проживал монастырский управляющий. На странице №938об указаны данные по деревне Сопроново:

Деревня Сопроново, а в ней крестьяне.

во дворе Иван Антипин сорока шести лет детей у него сын Федор трех лет у него ж два племянника родных Василей Сидоров двенатцати лет Емельян десяти лет,

во дворе Василей Антипин сорока лет детей у него сын Федор двенатцати лет Тихон трех лет у него ж зять Василей Клементьев осьмнатцати лет,

во дворе Сергей Семенов сорока лет детей у него сын Семен девяти лет Козьма трех лет у него ж брат двоюродной Василей Игнатьев сорока дву лет детей у него сын Василей пятнатцати лет Иван шти лет,

во дворе Филип Логинов сорока лет у него брат родной Володимер Денисов тритцати осми лет детей у него сын Емельян одиннатцати лет Семен трех лет у них же племянник родной Мартьян Иванов десяти лет,

во дворе Степан Семенов пятидесят лет детей у него сын Иван пяти лет у него ж три брата родных Григорей тритцати девяти лет Иван дватцати лет Никифор тринатцати лет у Ивана сын Федор трех лет,

во дворе бобыль Евдоким Петров тритцати лет,

во дворе Федор Михайлов штидесят лет детей у него сын Сергей четырнатцати лет у него ж Федора брат двоюродной Самойло Титов сорока пяти лет детей у него сын Василей тритнатцати лет Иван году,

во дворе Иван Семенов сорока осми лет у него ж племянник родной Степан Иванов тритцати дву лет у Степана сын Степан трех лет,

во дворе Андрей Иванов пятидесят дву лет детей у него сын Григорей тринатцати лет у него ж брат двоюродной Никита Гаврилов сорока пяти лет детей у него сын Василей дватцати лет.

Всего в деревне Сопронове девять дворов. Людей в них мужеска полу тритцать восмь человек.

-4

Можно прикинуть общее количество жителей, просто удвоив количество мужчин. В результате мы получим цифру порядка 75 человек. По сравнению с предыдущей писцовой книгой конца 16 века мы видим, что за прошедшие 150 лет количество дворов в деревне увеличилось с 4-х до 9. Количество жителей соответственно также примерно удвоилось.

Уже нет никаких языческих старославянских имён-прозвищ, все имена и отчества строго христианские (результат синодальной реформы). Имена приводятся без излишнего уничижения, без уменьшительных суффиксов. Чувствуется проявление если не уважения, то некоторой рачительной хозяйственности по отношению к крестьянам.

Переписчик постарался записать имена в точности как они произносились самими жителями, аккуратно сохраняя фонетику. Например можно отметить, что все имена оканчивающиеся на и-краткое, записаны с окончанием -ей : Григорей, Василей, Сергей, Андрей. Отражены особенности местного, слегка о́кающего говора: Володимер, Козьма, Самойло.

Сопроново

Название деревни записано с буквой «п» – Сопроново, в точности так, как произносили местные жители. Отсюда можно сделать вывод, что переписчик сам был из местных крестьян.

-5

В деревне всегда говорили «Сопроново», слегка окая и со звуком -п. Даже в 20 веке исключительно так произносили старожилы на чисто русский манер.

Издревле буква «ф» была несвойственна славянским языкам и происходила замена её на звук «п», особенно это заметно в именах, заимствованных из греческого языка, Стефан - Степан, Иосиф – Осип, Евстафий – Остап, Аграфена - Агрипена.

В документах постоянно наблюдается такое колебание от канонического к разговорному варианту – Сопроново, Софроново, Сафроново. В первом упоминании в писцовой книге 1562 года указано Софроново, с буквой «ф». Видимо, монастырский писец в Костроме был грамотный, знал греческий язык и понимал, что название деревни происходит от греческого имени Софроний.

В ревизской сказке 1719 года записано Сопроново. Сказку составлял местный житель, управляющий монастырской вотчины. Он с детства привык слышать название деревни со звуком «п». Он и записал его так, как произносили местные жители.

-6

В церковных документах, исповедных росписях и метрических книгах вплоть до 20 века местные священники записывали название деревни с буквой «п». В 1915 году на пост священника Ильинского прихода прибыл молодой выпускник Ярославской духовной семинарии Алексей Фёдорович Капустин. Он знал греческий язык на отлично и записывал при крещении имена младенцам по-гречески, иногда весьма непривычно: Иоанн, Евфимия, Иулиания, Уалентина, Авраамий. Он снова стал писать название деревни по своему, с буквой «ф», да еще с буквой "а" в первом слоге на московский акающий манер, в итоге получилось – Сафроново. В таком виде название деревни и закрепилось в современных картах и справочниках.

Спасибо, что прочитали! Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал.